Найти в Дзене
Владимир Марочкин о музыке

Юрий Петерсон: "Перемены в составе «Веселых ребят» начались сразу..."

Юрий Петерсон и Юлий Слободкин. Фото из архива Ю.Петерсона
Юрий Петерсон и Юлий Слободкин. Фото из архива Ю.Петерсона

- Перемены в составе «Веселых ребят» начались практически сразу. Первым ушел Гриша Ковалевский. Мы еще репетировали, а он уже объявил, что прослушивается в Академический симфонический оркестр Московской филармонии Кирилла Петровича Кондрашина. Гриша был на 90 процентов уверен, что туда попадет, так как уже прошел в третий тур. И после того, как мы вернулись с первых гастролей, он попрощался с нами: «Ребята, спасибо! Но я ухожу…»

На освободившееся место басиста Слободкин пригласил Андрюшу Геворгяна, который до этого играл на контрабасе в джазовом ансамбле, организованном его старшим братом Евгением Геворгяном.

Андрюшка – парень золотой и музыкант хороший. Родился он, кстати, в Тегеране, так как его отец был дипломатом. С двух лет жил в Москве, окончил училище при Московской консерватории, а потом - и саму консерваторию, занимался неакустической музыкой, экспериментируя с синтезатором «Синти-100». Но, к сожалению, он уже тогда был серьезно болен, и ему не под силу было выдержать активную гастрольную жизнь популярного ансамбля. Поэтому уже осенью 1968 года мы были вынуждены взять нового басиста.

Зато в последствии Андрюша стал очень хорошим композитором, сочиняющим для кино. Он написал музыку к двум десяткам кинофильмов («А человек играет на трубе», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Тайны мадам Вонг», «Из жизни начальника уголовного розыска» и другим), сочинил балет «Одиссея», музыку к спектаклю театра-пантомимы Гедрюса Мацкявичуса «Красный конь» и т. д. и т.п.

Новым басистом «Веселых» стал рижанин Эдик Винник.

После того, как я переехал в Москву, у меня появилась идея перетащить в столицу и других рижских музыкантов. Сначала я отправился к Зиги Лоренцу, басисту «Эолики» и попытался его убедить, что человеку деятельному, который хоть что-то умеет делать, в Латвии жить скучно, потому что возможности для роста там крайне скудны. Но убедить Лоренца переехать в Москву мне так и не удалось. Зато неожиданно согласился Эдик Винник, игравший в популярной рижской группе «Мечтатели».

"А жену можно взять?" – спросил он.

У Эдика была красавица-жена, которую звали Карина. Она восхитительно пела бразильские босса-новы. Мы даже ей прослушивание устраивали, думали взять в состав «Весёлых». Но какие босса-новы на эстраде? В ресторане – да, но на эстраде это – неформат.

Эдик проработал с нами почти год, до осени 1969-го, после чего снова вернулся в Ригу. В конце 1970-х он с семьёй эмигрировал в Америку…

Летом 1969 года в «Весёлые ребята» пришел певец Юлий Слободкин, дядя Павла Слободкина. Он был очень одарённым человеком, и на концертах зажигал публику, исполняя русские народные песни. Впрочем, пел он и песни советских композиторов. А поскольку Паша всегда стремился к ансамблевому звучанию, то Юлий Слободкин пел в группе или на бэк-вокале во всех групповых песнях, как и все остальные участники «Весёлых Ребят».

Проблема Юлика состояла в том, что он был типичнейший советский певец, то есть правильный, во всем положительный соцгерой. Именно поэтому он так и не сумел обрести должной популярности. Публика любит романтиков, флибустьеров, фантазеров и тех, кто легко может нарушать установленные кем-то правила, а не тех, кто за шаг влево или вправо расстреливает сам себя.

В конце лета ансамбль покинули певица Нина Бродская и её муж, тромбонист Володя Богданов. На смену Бродской пришла певица Ленинградского Мюзик-холла Светлана Резанова, очень эффектно смотревшаяся на сцене.

Сначала Слободкин думал, что это будет ансамбль «Веселые Ребята» и певица Нина Бродская. Потом он понял, что мы проходим лучше, чем Бродская. Тем не менее он решил испробовать эту схему еще раз и пригласил Свету Резанову, но она в «Весёлых» тоже не потянула, хотя и была лауреатом различных престижных конкурсов. А третий заезд у Слободкина случился, когда он решил ввести в состав ансамбля Аллу Пугачеву. Он все время возвращался к этой схеме, но каждый раз ансамбль перевешивал. И хотя в тот момент Пугачева проходила очень хорошо и была весьма популярна, пацаны её все равно задавливали. Поет Алла Борисовна гениально, это понятно. Но когда выходит певица, а с нею – четыре-пять красивых парня, то женская половина зала все равно смотрит на парней. И никуда от этого не денешься!

Вместо Богданова новым трубачом ансамбля стал Владимир Избойников: высокий, широкоплечий красавец, один из лучших трубачей на советской эстраде. Звук его трубы был абсолютно чистый. А так как и я играл абсолютно чисто, то наши инструменты отлично сливались.

А потом к нам пришел певец Леонид Бергер, бывший сокурсник Слободкина по Мерзляковке. В столичной рокерской тусовке Бергер был известен, как солист рок-группы «Орфей». Вместе с ним в составе этого популярного ансамбля работали басист Валентин Витебский, барабанщик Борис Багрычев и гитарист, будущий знаменитый композитор Вячеслав Добрынин. Но «Орфей» - это любительский ансамбль, а на жизнь выпускник Московской консерватории Леонид Бергер зарабатывал, будучи скромным музыкальным преподавателем в подмосковном Нахабино, и поэтому когда Паша Слободкин позвал Леонида в состав «Веселых», он сразу же согласился.

Юлий Слободкин, Леонид Бергер и Юрий Петерсон на Волге. Фото из архива Ю.Петерсона
Юлий Слободкин, Леонид Бергер и Юрий Петерсон на Волге. Фото из архива Ю.Петерсона

Мы тогда как раз переехали из ДК «Калибр» на новую базу, в ДК «Красный октябрь», где в 1990-х работало казино «Голден Пэлас». Так что впервые Леня Бергер появился там, на улице Правды. Он пришел к нам на репетицию, сел за рояль и стал исполнять блюзы Рэя Чарльза. Это было потрясающе: закрываешь глаза – поет Рэй Чарльз. Открываешь – Лёня Бергер.

Есть такие люди, которые… вот он зашёл – и сразу родной. Мы с ним моментально подружились, и пока он работал в «Весёлых ребятах», даже жили в одном номере во время гастролей.

В конце лета 1969 года пришлось искать замену басисту Эдику Виннику, и Бергер предложил взять в состав своего товарища по «Орфею» Валентина Витебского.

В начале осени ушел и Миша Ковалевский, который давно мечтал преподавать, а не выступать на эстраде. Оказалось, что он - прирожденный педагог и добрый, солнечный человек, который за свою жизнь воспитал многих классных барабанщиков, недаром в конце своих лет он возглавил кафедру ударных инструментов в Институте им. Гнесиных.

На свободное место Паша был готов взять барабанщика «Орфея» Бориса Багрычева, но тому едва-едва исполнилось 16 лет, и он еще учился в школе. Тогда приглашение войти в состав «Весёлых Ребят» получил джазовый барабанщик Геннадий Турабелидзе.

Осенью был призван в армию наш саксофонист Анатолий Чех. Но Слободкин не стал искать ему замену, его вполне устраивало, что я не только пою, но могу сыграть и на саксофоне, и на кларнете, а если надо, то и на клавишах. Так, например, в песне «Что со мной ты сделала?» я играю на органе «Хаммонд», который стоял в студии фирмы «Мелодия».

Таким образом, осенью 1969 года от первоначального состава «Весёлых ребят» осталось только трое: я, гитарист Владимир Носков и, разумеется, Павел Слободкин. Остальные были новички: солисты Светлана Резанова, Юлий Слободкин и Леонид Бергер, басист Валентин Витебский, барабанщик Геннадий Турабелидзе, трубач Владимир Избойников. Но именно такая конфигурация дала нам возможность увести ансамбль в сторону биг-бита. Даже уход Ковалевских благоприятно повлиял на изменение стилистики «Весёлых ребят», потому что у них – школа другая, они слышат по-другому, ведь и Михаил, и Григорий были люди с чисто классическим образованием, и с ними мы бы не спели «Битлз».

Я и раньше стремился регулярно знакомить Пашу с новыми мировыми стилями поп- и рок-музыки. А теперь уже мы втроем – Бергер, Витебский и я – принялись целенаправленно ориентировать Слободкина на творчество The Beatles. Сложность состояла в том, что нужно было убедить Павла Яковлевича, что это он сам придумал перестроить «Весёлых Ребят» на западный манер. Не я, не Бергер, а именно он. Тогда всё будет нормально. Сначала Паша категорически не хотел исполнять песни «Битлз»! Но он был тогда молодой человек очень современных взглядов и в конце концов дал Бергеру убедить себя, что надо двигаться в сторону «Битлз».

Первыми «битловскими» песнями, которые мы стали исполнять со сцены, были «This boy» и «Help!» в русском переводе: «Хей, на помощь, друг мой! Хей!». Но для записи на пластинку мы взяли именно «Obladi Oblada» и «My Drive Car», потому что, во-первых, Лёня Бергер сделал отличный перевод песни «Старенький автомобиль» на русский язык, в котором сумел сохранить и ритм, и смысл, и даже рифму. А «Obladi Oblada» - это был горячий хит с только что вышедшего в Англии «битловского» «Белого альбома». Бергер на все гастроли возил с собой магнитофон, и «Белый альбом» тогда постоянно у него звучал...

"Веселые ребята":  Владимир Носков, Валентин Витебский, Леонид Бергер, Юлий Слободкин, Геннадий Турабелидзе, Владимир Избойников, Юрий Петерсон, Павел Слободкин.
"Веселые ребята": Владимир Носков, Валентин Витебский, Леонид Бергер, Юлий Слободкин, Геннадий Турабелидзе, Владимир Избойников, Юрий Петерсон, Павел Слободкин.