На живом концерте кроме главных действующих лиц - зрителей и исполнителя, есть еще множество второстепенных: звукорежиссеры, гитарные техники, осветители, охранники. Последние имеют возможность увидеть и обратную сторону концерта: коньяк или минералку пил артист перед выходом к микрофону, девушка какого возраста зашла к нему в гримерку после выступления, сколько ждали ее выхода, чтобы получить автограф поклонники звезды.
Все челябинцы, кто посещал концерты в девяностых и нулевых должны хорошо помнить харизматичную охранницу, рассматривать которую было подчас интересней, чем выступающего на сцене музыканта. Блондинка с длинными волосами, затянутыми в тугой «конский хвост», высоченный рост, отутюженный камуфляж «белая ночь» или черная форма, третий размер, наконец. Это всё видели, но заигрывать с дамой не решался никто, в руках Алина вертела резиновую дубинку и по глазам было видно, только рыпнись – тут же врежет.
Сейчас руководитель ЧОП «Ассон-охрана» Алина Загоруйко вспоминает те концерты со смехом и удовольствием. Она сделала на музыке свою карьеру. Сотрудники «Ассон» считались и считаются до сих пор лучшими в Челябинске специалистами по охране различного рода шоу-мероприятий. – концертов и музыкальных фестивалей. Сегодня Алина из рядового охранника с «демократизатором» переквалифицировалась в руководителя ЧОП. Но вспомнить веселые денечки может, рассказать ей есть о чем, а знает она о-очень много интересного.
О ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Изначально в ЧОП «Ассон-охрана» меня приняли менеджером по развитию. И отправили на концерт Кристины Орбакайте в ЦДС, чтобы посмотреть, как наши сотрудники несут службу. В мою задачу входило составление рекомендаций, что нужно изменить для лучшего качества работы на подобных мероприятиях. И с одним из охранников у меня даже возник конфликт. Я сделала ему замечание за небрежный внешний вид: золотая цепь на шее, джинсы, верхний китель заправлен под ремень, не соответствующий форме. Парень огрызнулся в ответ, мол, нечего какой-то сопле (мне было всего 25 лет) тут указывать. Но в итоге руководство встало на мою сторону. А раз я такая умная (смеется), то и послали меня остальные концерты охранять, коллег строить. Я официально получила лицензию, помогло, что я КМС по фристайлу и еще занималась рукопашным боем, и стала работать охранником. И на ближайшем же шоу-мероприятии навыки по единоборствам пришлось применить на практике, в зале дворца спорта «Юность» завязалась драка, но мы быстро утихомирили разгоряченных фанатов.
О ПРОБЛЕМАХ
- Один из самых проблемных с точки зрения охраны был концерт группы «Тату» в цирке. До сих пор не понимаю, как мы тогда справились, и каким чудом обошлось без жертв среди наших сотрудников. Организаторы поставили сцену посреди цирковой арены. Наши ребята окружили ее по периметру, я находилась за кулисами, плюс нам помогали несколько человек из полиции. Удача, что послушать «татушек» пришла чуть ли не рота курсантов танкового училища, повезло, что они были в военной форме. «Тату» были тогда на пике популярности, народу – яблоку негде упасть. И вдруг в разгар выступления певицы предлагают зрителям подниматься со своих мест, спускаться к арене и бежать ближе к ним. Поклонники рванули вниз, совершенно прижав наших охранников к сцене, не имеющей какого-то дополнительного ограждения. Причем, когда люди перепрыгивали через бортик арены, обратно они выйти уже не могли, потому что те, кто лез сверху, давили на них. Получилась гигантская ловушка, и хуже всего приходилось охранникам, у ребят от давления ничего не понимающей толпы реально начали ломаться грудные клетки, их «живой щит» стал прогибаться. Я поняла, что моих парней сейчас просто задавят: толпа неуправляемая, музыка грохочет, охранники держатся уже из последних сил. Тогда я собрала всех людей, кто был в форме – полицейских и курсантов-танкистов, мы построились за кулисами клином и в таком строю начали пробиваться к сцене, раздвигая толпу. Дубинки, к счастью, задействовать не пришлось: под «Тату» плясали в основном подростки, на которых форма действовала отрезвляюще. Заработали синяки и ссадины, но справились, спасли жизни своих коллег. Я сама от себя не ожидала, что смогу выйти из такой ситуации: так быстро пробежать, организовать незнакомых людей. Я не осуждаю артисток, они делали свою работу, с максимальными эмоциями заводя публику. Ну, а мы справились со своей. Конечно, мы потом возмущались, но концерт уже прошел.
Случались, впрочем, проблемы и другого рода, уже после концерта. Это был День города в Магнитогорске, куда я увезла 50 охранников для работы на выступлении «Дискотеки-«Аварии». После концерта нас задержали на четыре часа. Расходимся с мероприятия, все усталые и страшно голодные, пора домой. И только останавливаемся у какого-нибудь кафе, как его сотрудники захлопывают двери. Еще бы, дело к ночи, времена неспокойные, а тут из автобуса вываливают 50 мужиков в камуфляже. После нескольких обломов мы уже на выезде из города нашли еще работающее маленькое кафе. На переговоры отправилась я одна, чтобы не пугать администрацию. Но выяснилось, что из еды у них - две палки вареной колбасы и три булки хлеба. Мы нарезали бутерброды и раздали их, каждому досталось всего по две штуки. Хоть что-то в дороге пожевали.
О БАНДИТАХ
Представители криминалитета на концертах бывали. Что они – не люди? С бандитами каких-то особенных проблем в зале не случалось, они понимают - мы при исполнении и знают, что мы любим порядок, что на агрессию готовы ответить агрессией, что можем сдать в полицию кого угодно. Вот только однажды уже после концерта случилась неприятность. Гарик Сукачев в ЦДС закончил свое выступление, ушел переодеваться и тут к нему в гримерку полезли какие-то типы. Желающие сфотографироваться, выпить, поговорить, приглашающие в сауну. И все доводы, что группе нужно ехать в Екатеринбург, там у них концерт завтра, не принимались. А более резкий ответ был воспринят как оскорбление. Пришлось их инициативу общения с артистом пресечь, наши сотрудники выполнили поручение заказчика не пропускать этих людей. Меня там, кстати, не было, я «прогуляла» концерт по уважительной причине – всей семьей праздновали день рождения сына. В самый разгар веселья вдруг звонок от организатора гастролей Ильи Белова: «Алина, срочно приезжай! У нас проблемы». Оказалось, что два джипа с бандитами перегородили выезд с парковки ЦДС автобусу с музыкантами. И братва поставила ультиматум: «Пока Сукачев не выйдет и с нами не поговорит, мы никого не выпустим!». Хулиганье. Пришлось разруливать ситуацию. После беседы и вызова полиции проезд перепуганным артистам был открыт. Правда, бандиты сопровождали автобус Сукачева почти до самого Екатеринбурга, ехали следом, но все обошлось.
ОБ АРТИСТАХ
– Можно сказать, что я влюблена в Аллу Пугачеву и в Иосифа Кобзона. Никогда не думала, что стану поклонником творчества Кобзона: для меня его музыка всегда была не совсем понятной. Во-первых, она возрастная, во-вторых, я не такой музыкой увлекаюсь. Но когда охраняли Кобзона в оперном театре, я проходила мимо сцены за час до выступления и остановилась как вкопанная. Видимо он репетировал: пробовал зал, звук, голос. И его песня просто лилась. Никого не было на сцене: ни оркестра, ни работников. Кобзон просто пел без всякой фонограммы. У меня три класса музыкального образования: я слышу, когда человек попадает в ноты, а когда нет. Его песня лилась гладко, даже не смотря на то, что у него не было слушателей. Это было настолько профессионально! А Пугачеву зауважала за полное отсутствие капризов. Никаких дешевых закидонов вроде: «Мне в гримерку нужен Hennessy определенного вида, а салфетки должны быть розового цвета». Я видела, как Алла Борисовна ведет себя вне сцены и оценила, насколько человечно она относится ко всему персоналу. Мне ведь приходилось наблюдать и совсем иное. Одна артистка, не буду называть ее имени, очень долго не хотела уезжать из цирка, где выступала с концертом. Оказалось, чтобы доставить звезду из Челябинска до Екатеринбурга, организаторы подогнали ей автомобиль Volvo последней модели. Она вышла и произносит: «Что это за караван-сарай? Я в него не сяду. Идите все лесом, я езжу только на «Мерседесе». Тогда была зима, около 30 градусов мороза, толпа фанатов стоит за цирком, все ждут автографов, хоть какого-то к себе внимания, хоть одного благожелательного взгляда из окошка машины. Полтора часа поклонники мерзли, пока певице искали другой автомобиль. Когда она выехала, люди все были уже посиневшие от холода. Они просили дать автограф хотя бы детям, но в ответ услышали заявление: «Я что, пингвин вам, на таком морозе автографы раздавать?». Меня тогда такая злость разобрала, хотелось пнуть эту... (Алина делает многозначительную паузу) машину, чтобы она до Екатеринбурга летела без остановок. Но не можем мы это себе позволить. Я даже имя звезды не могу произнести, «Ассон-охрана» гарантирует конфиденциальность.
ОБ ИНОСТРАНЦАХ
- Мы охраняли практически всех иностранных артистов, приезжавших в Челябинск. Хлопотнее всего, пожалуй, было со звездами тяжелого рока Scorpions. У себя дома эта группа считалась звездами бывшими, их пик популярности был далеко позади. Но в России, особенно в провинции, немцев воспринимали как звезд самых настоящих, вместо небольших клубов предоставляя театральные залы с аншлагами. От подобного внимания неискушенной публики у возрастных уже артистов просто сносило крышу, порой они начинали вести себя не вполне адекватно. К безопасности Scorpions мы подошли со всей тщательностью, трое суток каждого музыканта всюду сопровождал персональный охранник. Я была рядом с солистом группы Клаусом Майне: самым спокойным, самым милым, самым порядочным. А вот моим коллегам достались ребята куда более подвижные. Надо было видеть, что металлисты вытворяли в баре на первом этаже гостиницы «Виктория»: шумели, крутились на шесте, довольно буйно танцевали. На второй день артистам стало скучно, они захотели посетить место поинтереснее и потребовали отвезти их в казино «Баден-Баден», заведение непростое, где периодически возникали конфликты со стрельбой. Я говорю: «Ребята, у нас в городе существуют определенные порядки. Если вы в таком настроении приедете в «Баден» и будете вытворять все то же самое, что и вчера: незнакомую девушку захотите за руку схватить или в щечку поцеловать, то из казино вы попросту уже не выйдете, вас вынесут». Короче, остались немцы продолжать веселье опять в «Виктории» и только их личный врач выскользнул из отеля, желая пообщаться с русскими девушками в располагавшемся неподалеку клубе «Лагуна». Через какое-то время иностранец прибегает в гостиницу, а за ним мужик с монтировкой. Врач орет: «Help, help!». Мы подошли, спрашиваем, что случилось? Мужик, оказавшийся таксистом, рассказывает: «Довез его до «Лагуны», он со мной расплачиваться не хочет, какую-то карточку сует вместо денег, да еще и разговаривает не по-нашему». А после концерта в оперном театре барабанщик Scorpions «потерялся», все уже в отеле, а этого все нет, водитель персонального автомобиля и охранник бесятся от волнения. Оказалось, немец забухал с барменом, долго не хотел уходить, так ему челябинский театр понравился. Им всем Челябинск понравился, у Scorpions ведь был свой самолет, к расписанию авиарейсов артисты не привязаны, и после концерта парни объявляют: «Челябинск – гут! Можно мы у вас еще на денек останемся?». Нам повезло, что на следующий день в «Викторию» заезжал какой-то крупный симпозиум и все номера, в том числе те, что занимали артисты, были уже забронированы. Мы посадили немцев на самолет, перекрестились, пошли в бар и выпили по 50 граммов водки. Даже я сделала это, хотя алкоголь вообще не употребляю. В последующие визиты Рудольф Шенкер и Ко были уже куда более спокойными. На самом деле, ребята классные, каждый – своеобразная личность, и музыка у них отличная.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ
- Мы начали работать на концертах в конце 90-х, ударно трудились все нулевые – в то десятилетие гастролей было особенно много, и практически на каждом выступлении стояли ребята из «Ассон-охраны». Вначале внимание в первую очередь уделялось не общественному порядку, а сохранности имущества артистов. Мы следили, чтобы никто не прошел в гримерку, не залез на сцену. Сейчас у охранников намного больше задач. Сменились приоритеты: теперь более важно не допустить драку, следить, чтобы не взорвали в зале петарду. Ну и артиста от зрителей тоже бережем. Помню, на «Ласковом мае» был случай: после концерта к солисту подошли и вручили букет, в середине которого был кактус. Хотели воткнуть в лицо! Не знаю уж с какой целью, к счастью, охранники вовремя увидели «сюрприз» и предотвратили это безобразие. Охрана на концертах нужна обязательно! Если заказчик приходит и говорит: «Ой, у нас будет не очень много народу, нам нужно всего парочку ваших сотрудников в форме, чтобы они формально присутствовали в зале», я не соглашаюсь никогда. Это не желание заработать побольше денег, а элементарное требование безопасности – охрана должна быть не формальная, а нормальная, и если в зале аншлаг – то многочисленная. А вдруг случится драка или даже массовая потасовка? Как парочка охранников с ней справится? Как защитят людей в зале? Я своих ребят на амбразуру не брошу. Поэтому часто приходилось отказывать заказчикам.