Особенно это заметно на фото в начале учебного года. Из года в год занимаюсь их публикацией на школьном сайте и разница даже в сравнении с теми, что были лет 5-6 назад значительная. Ни дети, ни учителя не испытывают былой радости предвкушая новый этап обучения. Знаете, где можно ещё увидеть радость на лицах детей? В детском саду. Немного ещё она заметна у первоклассников, но потом счастье уходит, и даже длиннющие летние каникулы не спасают – дети теряют интерес к школе.
Понимаете, взрослые могут лицемерить, подстраиваться под систему, убеждать себя и окружающих, что так надо, но у детей ещё нет таких навыков самообмана. Они искренни в своём желании “взорвать бы эту школу” и “да, я бы эту учительницу…”. Дисциплина? Нет, дело не в ней – те же дети охотно спешат в спортивные секции, где без дисциплины и порядка никак не обойтись. Конечно, скажите вы, они там бегают, двигаются. А в школе не бегают? В школе есть уроки физкультуры, только на них дети не очень-то рвутся. Нет, привлекательность спортивных школ для детей, думается, не только в движении, а в том, что дети видят эффективность занятий. Они тренируются и видят – РЕЗУЛЬТАТ, ПРОГРЕСС.
Многие знают об этом факте, но всё же упомяну, потому что это всё расставляет по своим местам. Давным-давно, после десятого класса, летом я готовился к вступительным экзаменам в университет, и первый раз обратился к услугам репетитора. Опытный учитель всего за 1 месяц интенсивных занятий прошел со мной весь школьный курс математики. У меня был шок. Я учился 10 лет, а тут всё за 1 месяц!
Много позже, занимаясь с детьми английским языком, мне приходилось сдерживать себя, подстраиваться под школьную программу, потому что я уверен, что даже с моим опытом, мы бы прошли всю школьную программу английского языка максимум за год.
Разница очевидна. Занятия с репетитором – индивидуальные. В школе, в классе уделить внимание каждому ученику – это настоящее искусство, которым овладевают немногие учителя, обычно спустя не один год преподавания.
А теперь добавьте сюда отчетность о каждом шаге. Тотальный чиновничий контроль настолько поразил все школу, что учителя горько шутят, что “дети мешают нам работать”. Своими глазами видел слёзы на глазах молодых учителей, настолько их нагружали работой, далекой от общения с детьми. Они могут любить детей, но им нужно писать отчеты, программы и готовить прочие документы.
Ситуация усугубляется отсутствием альтернативы. Если вам не нравится какой-то магазин, вы можете ходить в другой, но здесь…. Мы имеем общую тенденцию к централизации и абсолютизации власти со всеми вытекающими последствиями. Правительство всячески борется с идеей “государство как сервис”, “школа как сервис”, уничтожая любые альтернативные ростки.
В больших городах ещё есть частные школы, но очень сложно сказать, что их любит власть. Бюрократическая нагрузка на такие школы во много раз больше – ведь им помимо стандартной программы, нужно отчитываться и за свои авторские. И контролируют их с большим усердием, отзывая лицензии по любому малейшему поводу.
По репетиторам также со стороны государства нанесен мощный удар. Ведь не секрет, что большинство репетиторов – это преподаватели тех же школ. Тем самым, они пытаются поправить довольно скудный бюджет. Зарплаты учителей – по-прежнему одни из самых низких в стране. Теперь, чтобы заниматься репетиторством учитель должен регистрировать ИП и вести ещё бухгалтерскую отчетность. По закону учитель не может быть “самозанятым”, т.к. он работает в школе, то есть упрощенная схема ему не светит.
Каким-то выходом могут быть полу-частные школы, которые некоторые мудрые, прогрессивные руководители школ организуют на базе своих учреждений, давая возможность подработать учителям и сделать более гибкой, более авторской, индивидуальной учебную программу.
Вариант с домашним обучением тоже имеет свои плюсы и минусы, так как не у многих есть возможность настолько плотно заниматься обучением своего ребёнка.
Российская система образования переживает не лучшие времена. Обычно, стараюсь в конце своих заметок поделиться каким-то выходом, но здесь, могу лишь посоветовать - больше уделять времени детям, компенсируя в семье то, что не может дать современная российская школа. Не может не потому, что учителя злые, алчные или что-то такое. Учителя-то, извините, большей частью работают ещё старой советской школы. Профессия учитель не очень-то привлекательна для молодежи. Изменилась система. Государственная система. Это часть общей государственной политики. Что мы можем сделать в таких условиях? У нас всегда есть наше поле ответственности, что зависит только от нас, от родителей - это отношения в семье, поддержка, понимание, любовь.