Найти в Дзене
О Москве нескучно

Почему улица Кузнецкий мост, если моста там нет?!

Оглавление

Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)

Улицу Кузнецкий мост знают, наверное, все, кто хоть раз был в Москве. Никогда не задумывались, почему она так называется? Странное наименование, учитывая, что моста там нет...Так был ли здесь когда-то мост или название связано с чем-то другим? Давайте узнаем.

Кузнецкая слобода.

Вообще изначально улица называлась Кузнецкой. Рядом была Старая Кузнецкая слобода. Здесь жили кузнецы, которые работали на Пушечный двор, образованный в 15 веке. Он располагался неподалёку - в районе современной Лубянской площади и Пушечной улицы. Сюда при царе Иване III переселили разных мастеровых людей из Новгорода и Пскова.

Пушечный двор, 17 век.
Пушечный двор, 17 век.

Они, кстати, возвели здесь церковь Церковь Введения во храм Богородицы во Псковичах. Поэтому в период с 17 по 18 век часть улицы называлась Введенской. Интересно, что храм пережил много событий, в том числе пожар 1812 года. Однако в 1920-х церковь снесли.

Церковь в 1881 году.
Церковь в 1881 году.

Но кроме слободы тут была ещё река Неглинная. Она протекала на месте нынешней Неглинной улицы и пересекала Кузнецкую слободу. А следовательно и улицу Кузнецкий мост.

Самая торговая улица.

В 18 веке статус улицы изменился. После подписания Екатериной II указа о разрешении торговли по всей Москве, Кузнецкий мост стал одним из центров предпринимательства того времени. Здесь появилось множество лавок, которые со временем почти все стали принадлежать французам.

Магазины на Кузнецком мосту, конец 19 - начало 20 веков.
Магазины на Кузнецком мосту, конец 19 - начало 20 веков.

Поэтому москвичи могли не только примерить модные наряды прямиком из Парижа, но и прикупить разных гастрономических изысков. Кстати, большое количество французов, как ни странно, помогло Кузнецкому мосту не сильно пострадать во время пожара 1812 года. Очевидцы говорят, что французские солдаты сами пытались тушить пожар, лишь бы не сгорели лавки с парижскими платьями и деликатесами.

Магазины на Кузнецком мосту, конец 19 - начало 20 веков.
Магазины на Кузнецком мосту, конец 19 - начало 20 веков.

В 19 веке лишь один магазин здесь принадлежал русскому человеку - славянофилу А.С. Хомякову. Есть версия, что он открыл его специально, в знак протеста против засилья французов на Кузнецком мосту. Огромное количество магазинов привлекало сюда всех московских воришек. И если их ловили, что заставляли убирать улицу, рисуя на одежде специальные знаки. Это представление привлекало много зевак.

Госучреждения, светофор и мода.

К концу 19 века лавки и небольшие магазины стали переезжать в новые строения - пассажи. Их на Кузнецком мосту к тому времени появилось достаточно. Здесь, кстати, в 1882 году заработала первая в Москве телефонная станция. Она была рассчитана на 800 номеров. Однако после революции 1917 года торговля на улице прекратилась. Был лишь небольшой период возрождения во времена НЭПа. Но он быстро закончился.

Улица Кузнецкий мост, 1930-е.
Улица Кузнецкий мост, 1930-е.

Кузнецкий мост заняли различные ведомства. Застройку улицы оставили в основном нетронутой. Однако в 1935, по новому Генплану развития Москвы, улицу хотели расширить и включить в состав нового центрального полукольца. Но, не получилось из-за Великой Отечественной войны. Зато в 1930 именно на Кузнецком мосту в месте пересечения улицы с Петровкой установили первый в столице светофор.

Первый светофор в Москве.
Первый светофор в Москве.

После войны на Кузнецком мосту открылся Общесоюзный дом моделей. Где проходили модные показы. А также придумывали коллекции одежды для всех швейных фабрик СССР. Ну, и, конечно, создавали наряды для советской элиты. Про этот дом я расскажу как-нибудь позже.

Подиум Дома Моделей.
Подиум Дома Моделей.

А был ли мост?

Так что же с мостом? Мост здесь, конечно же, существовал. Ведь через речку надо было как-то переправляться. Сначала это была деревянная однопролётная конструкция. А затем каменная. Её возвели в 1754-1761 годах. Этот мост можно видеть на многочисленных картинах. Его ширина была около 16 метров. Длина составляла 30 метров. Однако если считать всю конструкцию (вместе с подходами), то цифра увеличивалась до 100 метров.

Кузнецкий мост, 18 век.
Кузнецкий мост, 18 век.

В нём даже продумали всё на случай половодий. Высота почти в 6,5 метров позволяла избежать подтопления. И даже в самые сильные дожди, когда Неглинная выходила из берегов, по мосту всё равно можно было передвигаться. После начала работ по заключению реки в коллектор, все окрестные улицы "приподняли". И получилось, что они почти сравнялись с уровнем Кузнецкого моста. Оставшуюся часть конструкции просто засыпали грунтом.

Интересно, что обнаружили подлинный мост случайно. Во время реконструкции улицы в 1980-х на него наткнулись строители. Когда они поняли, что под ногами явно находится историческая ценность, то остановили работы. Памятником архитектуры занялись археологи. А москвичи ещё долго могли наблюдать части белокаменного моста 18 века. Вот фотографии:

Кузнецкий мост, 1986.
Кузнецкий мост, 1986.
Кузнецкий мост, 1986.
Кузнецкий мост, 1986.

Правда, что с ним делать, не решили до сих пор. Тогда просто снова засыпали землей после обследования. Восстановят ли когда-нибудь мост снова - неизвестно.

На сегодня это всё. Если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог:) Можете и в соцсетях поделиться моей страничкой, если вам понравилось! Удачи!