Автор: Собиратель Историй
Механические руки зарывались в грунт, с корнем выдёргивая сорняки и отбрасывая их в кучу неподалёку. Четырёхлетняя Лили сидела на краю ограды и облизывая леденец, с интересом наблюдала за роботом-садовником.
- Думс, а куда ты потом всё это понесёшь?
- В компостную яму, леди.
Кустик лютика-ползучего с треском вырывается из земли и летит по дуге к собратьям.
- А что с ними там будет? Они вырастут отдельно от клумбы?
- Нет, леди. В компостной яме сорняки разлагаются и образуют перегной, которым я удобряю цветники и землю в оранжерее вашего отца.
Лили спрыгнула с ограды и подошла к куче, достав из неё поломанный одуванчик.
- А почему у нас нет клумбы для сорняков?
Механическая рука на мгновение замерла, а потом снова погрузилась в землю.
- Потому что сорнякам не нужна клумба. Они могут расти в любой, достаточно пригодной среде.
«Лили, время чая!», донеслось со стороны веранды. Девочка подбежала к роботу, сунув ему в руку комок земли:
- Тогда посади это в своём сердечке, Думс, и не забывай поливать. Ну всё, я побежала, а то папа опять будет ругаться, что я опаздываю к столу.
Металлический садовник рассмотрел корневище и оборванный стебель, с поникшим цветком вьюнка полевого, после раскрыл отсек инструментов в грудине и убрал растение туда. Продолжая одной рукой очищать жизненное пространство розовых кустов, другой, робот засовывал внутрь себя землю.
Через шесть часов, Лили снова пришла к нему. К этому времени, робот-садовник успел добраться до экзотической оранжереи. Здесь в список задач входило избавиться от старой шеффлеры, надоевшей хозяину, и посадить на её место пару хищных растений.
- А куда ты денешь это мини-деревце? Тоже в компостную яму, да? Жаль, хрупенькое такое. Думс, а ты посадил тот цветочек?
Не отвлекаясь от работы, садовник открыл грудину и показал дочери хозяина заботливо посаженный возле реактора цветок. Лили сунула ручку в нутро робота и погладила вялые лепестки.
- Бедненький, ты только не бойся, Думс о тебе позаботится. Не хуже, чем папа заботится о своём саде.
Робот наконец совладал с корневой системой шеффлеры и вытащил растение из земли, не повредив соседние. Не без помех, из-за мельтешащей под ногами дочери хозяина, он посадил на его место три стебля сарацении. В этот момент, на его сервер поступили новые указания: хозяин решил, что похожая на морду дракона, стрелиция будет нарушать общий вид и короткой командой перевёл её в сорняки.
К тому времени, как в тропической оранжерее стало меньше старых растений, Лили позвали спать и она убежала, напоследок потребовав снова показать ей спасённый вьюнок.
Всю следующую неделю, садовник обрабатывал огромный хозяйский сад. Компостная куча выросла вдвое и в неё уже не помещались все приговорённые растения. Тайком от родителей, Лили бегала туда и возилась с цветами и необычной формы листьями.
- Думс, а ведь им, наверное, обидно, что их в клумбу не пустили?
- Нет, леди. У растений отсутствуют эмоции.
Лили поболтала в воздухе красным тюльпаном.
- Папа говорит то же самое. Но это ведь не значит, что они ничего не понимают.
Механическая рука на мгновение замерла, а после продолжила рвать сорняки под китайской розой.
- Вы правы, леди. Организм растений реагирует на удаление их из благотворной среды. Они могут ослабнуть или погибнуть.
- Совсем как мой пёсик, Думс! Однажды он погрыз одеяло и я наказала его. Выставила на улицу, под дождь. Папа сказал, что ему нельзя было покидать дом, поэтому пёсик заболел и издох. Я целых два дня по нему плакала!
Вдруг заподозрив ошибку, садовник снова сверился с базой заданий. Нет, всё верно, василёк в его руке определён хозяином в сорняки. Позже вечером, у компостной ямы, робот перебирал выброшенные растения, сверяясь с программой, однако не обнаружил расхождений. План ландшафтного дизайна был утверждён владельцем и все, не входящие в него растения, подлежали удалению.
Логический сбой заставил садовника обратиться к поведенческой матрице. Ограниченное снятие барьера на вред живым существам. Сохранение собственности хозяина в приоритете. Категория «сорняк» исключена из собственности хозяина. Конфликт с барьером на вред.
На голову робота, громко трещя крыльями, приземлился жук и закрыл визор. Садовник осторожно снял его и положил себе на ладонь. Мельтеша лапками в воздухе, букашка кое как перевернулась и улетела. В это время, процессоры в электронных мозгах решили возникшую проблему. Робот сверился с картой участка хозяина и отметил точки ландшафтных преобразований.
Несколько дней спустя, металлический садовник следовал за мистером Банберри, который обходил свои владения и через планшет вводил новые планы работ для слуги. За ними увязалась Лили, на этот раз, одолевая расспросами отца:
- Пап, зачем Думс постоянно пересаживает растения с места на место?
Мужчина отвечал неохотно – это заставляло его отвлекаться от составленных дизайнерами рекомендаций.
- Так надо, Лили. DMS, поаккуратней с тисом, мы высаживаем его немного раньше срока, добавь к подкормке смягчитель почвы. После того, как разберёшься с кустами…
- А если мы в оранжерее бабочек поселим, они будут цветочки опылять?
- Да, Лили. Здесь смотри внимательнее, я в плане внёс корректировки, но в них не отражено, что в одиннадцать утра тень от дома проходит вот через эти посадки. Произведи замеры и посади в этих границах астильбу. Да, чуть не забыл, я планирую поставить новую беседку у пруда и туя будет загораживать вид. Выкопай и… нет, пересаживать некуда, просто поруби и в компост.
- Хорошо, мистер Банберри.
Девочка прыгала вокруг отца и садовника на одной ножке.
- Пап, а ты уже видел садик Думса?
Механическая рука, размечающая место для новой клумбы, дрогнула. Мужчина, не отвлекаясь от планшета, отстранил дочь от себя.
- Это наш сад, Лили. DMS просто ухаживает за ним.
- Да нет же, ты не понял, садик Думса за тем холмиком, где у нас склад! Он там сорняки из компостной ямы сажает!
Садовник продолжил свою работу, а его хозяин наконец оторвался от планшета и посмотрел на дочь.
- Что? Иди показывай.
Кинув недоумевающий взгляд на робота, он оставил его возиться с клумбой и последовал за бегущей вприпрыжку Лили. Через десять минут она ползала среди насаждений, подчинённых странной логике робота, показывая отцу едва живые, переломанные, но набирающие силы растения, которые должны были гнить в компостной яме.
Порядок и линии грядок разительно отличались от того, что приходилось видеть мистеру Банберри. Весь этот сад отверженных уродцев был посажен вопреки законам, которые ему диктовали дизайнеры и здравый смысл. Каждому растению хватало солнца, места, более того – природа успела взять своё и пустить на обработанную землю ползущие стебли диких зарослей, травы.
Мужчина видел, как прижились списанный им дорогущий тропический куст и ползучий пырей, восточноевропейские пионы и обвивший их горец, безнадёжно больной саженец пихты и трава, названия которой он даже не знал.
- Это… это всё сделал DMS?
- Ага! - девочка переползла к шеффлере, от которой мистер Банберри так и не дождался цветения и потому приказал отправить в компост. – Смотри, папа, Думс даже поселил сюда жучков!
- Он что-то тебе говорил по этому поводу?
- Ну, он сказал, что исправляет ошибку в твоём коде.
Мужчина побледнел.
- Лили. Пойдём домой. Сейчас же…
***
- DMS – 18, пин-код 9080. Режим прямого выполнения команд!
Робот замер на месте, перестав обкапывать розовый куст.
- Встать.
Робот подчинился.
- Иди к складу.
Робот развернулся на месте и зашагал в сторону низкого строения на той стороне поля. Мистер Банберри опустил ружьё и последовал за ним.
- Отчёт о логической цепочке доводов, приведшей к организации незапланированных действий.
Робот замер на мгновение и мужчина снова было поднял ружьё, но садовник продолжил идти.
- Конфликт сохранения жизни, мистер Банберри. Невозможность выполнения основных задач, без реализации потребностей отвергнутой категории жизненных форм. Поиск свободной, от утверждённого плана посадок, земли. Подготовка почвы. Посадка жизнеспособных растений из группы «сорняки». Уход за ними в свободное от выполнения поставленных задач время.
Мистер Банберри тихо ругнулся.
- Количество попыток сброса поведенческой матрицы?
- Восемьсот одиннадцать. Конфликт не преодолён.
- Почему не сообщил мне, чёрт возьми?
- Оценка личности хозяина на предмет одобрения найденного решения – отсутствие благоприятных прогнозов.
Они подошли к тайному саду робота. Мистер Банберри бросил под ноги роботу лопату.
- Копай.
Тут произошло то, что заставило мужчину не на шутку испугаться. Вместо того, чтобы наклониться за инструментом, робот остался стоять спиной к хозяину и только едва повернул голову.
- Мистер Банберри. Я не могу этого сделать. Вы знаете, что барьер на причинение вреда работает в любом режиме. Просьба пересмотреть ваши установки и…
Электронного садовника прервал выстрел, от которого его голова разлетелась на куски.
- Чёртова железяка! Ты обошёлся мне в дюжину кусков и умудрился сломаться именно в не страховом случае! Ну почему вы начинаете говорить о морали именно тогда, когда кончается гарантия?
Мистер Банберри откинул дымящееся ружьё и засучив рукава, сам взялся за лопату.
- Мне ещё проблем со страховщиками не хватало из-за тебя, бесполезная железная задница.
Мужчина безжалостно рубил посаженные роботом растения, выкапывая посреди тайного сада неглубокую канаву. Справившись за пару часов, он скинул туда безголовое тело и закидал сверху землёй. Отдышавшись, достал телефон:
- Алло! Джонсонс и партнёры? Это мистер Банберри, ваш клиент. Хочу сообщить о наступлении страхового случая… да, да. У меня пропал робот. Да, да. Нет, не украли, мог убежать, знаете, он сбоил в последнюю неделю…
Голос мистера Банберри затих вдалеке. Электронные цепи, оживившись, испустили последний импульс. Тело робота-садовника изогнулось под землёй, подавшись вверх и открыв грудную пластину. На вьюнок полевой обрушились комья земли, едва не похоронив цветок, но хрупкий стебель уцелел, подняв над земляным холмом покрытый пылью цветок.
"Жизнь, Смерть и 100 подписчиков"
Литературный сериал
1 сезон, история №27
__________________________________________________________________________________________
Если Вам понравился рассказ, поддержите его лайком и подпишитесь на канал.
Другие рассказы этого автора:
Как я перестал волноваться и полюбил дрянную девчонку
А после нашей смерти, здесь будут летать бабочки…