После происшествия с «Суперджетом» в Шереметьево в Сети появилось много новой информации о нравах «Аэрофлота» в целом, и в первую очередь о том, как там работают с пилотами. Я давно и от многих слышу, что работают плохо. Теперь пришло время обобщить известное. Вот пять фактов, узнав о которых, вы, возможно, уже не будете так безоглядно доверять крупнейшей российской авиакомпании.
1. Пилотов не учат, как летать при отказе компьютера.
В ходе расследования происшествия в Шереметьево выяснилось, что во время той самой роковой посадки пилотам пришлось управлять «Суперджетом» в режиме Direct mode, то есть без помощи автоматических систем.
«Фонтанка» выяснила, что в документах, по которым тренируют пилотов летного отряда «Сухой Суперджет 100», нет упоминания об отработке управления самолетом в этом режиме, то есть пилотов этому не учат.
«Ситуация такая, что авиакомпания рекомендует максимально использовать автопилот. При этом пилотирование в Direct mode, самом сложном режиме без автоматической системы защиты и помощи, вообще не включено в программу подготовки на тренажере и даже не преподается на этапе переучивания на этот тип. Представьте, что человеку, который никогда не водил машину, сказали бы: "Эта педаль – газ, эта – тормоз, чтобы повернуть – крути руль", а потом без практики выпустили бы на оживленный перекресток с многополосным движением. Здесь похожая ситуация», – рассказал командир воздушного судна «Сухой Суперджет 100» авиакомпании «Аэрофлот» на условиях анонимности.
2. Пилотов ругают за то, что они уходят на второй круг.
В ходе расследования все того же случая в Шереметьево выяснилось, что пока самолет приближался к земле, он пять раз предупреждал пилотов о сдвиге ветра, но они не ушли на второй круг.
Вот, что пишет по этому поводу пилот гражданской авиации в Дзен-канале FLYING UPSIDE DOWN:
«Здесь, товарищи, будем честны и да простит меня Аэрофлот. Мне достоверно известно, как минимум, о трех случаях, когда экипажи Аэрофлота получали взбучку от руководства летного отряда за «репутационные потери в результате ухода на второй круг при ложном срабатывании сигнализации Windshear Ahead». По мнению начальников из Мелькисарово, если реального сдвига ветра после получения данной сигнализации не было, то КВС принял ошибочное решение об уходе на второй круг, а значит «нанес имиджевые потери авиакомпании».
Непонятно, был ли на самом деле сдвиг ветра, но в абсолютном большинстве иностранных авиакомпаний уход на второй круг по причине Predictive Windshear – абсолютно грамотные действия экипажа. Руководство Аэрофлота считает иначе, поскольку трясется за то, чтобы ничего кроме красивых стюардесс в инстаграм не выкладывали и писали только хорошее. Поздравляю вас, доигрались…»
3. Пилотов наказывают, если они перестраховываются.
Минувшей зимой из-за сильных снегопадов в Москве самолеты могли по часу ждать разрешения на вылет или посадку (полосы были загружены и периодически закрывались на очистку). Зная это, командир самолета Airbus A320 Виталий Алексеев перед рейсом из Шереметьево в Осло 22 декабря 2018 года принял решение об увеличении плановой заправки ВС на 800 кг.
Таким образом, он перестраховался, воспользовавшись своим правом залить в баки больше керосина, чем нужно. Ведь если бы задержка случилась, не исключено, что самолет сжег бы много топлива на земле, тогда пришлось бы высаживать пассажиров, дозаправлять борт и проводить повторную противообледенительную обработку.
Запасное топливо не понадобилось – все прошло по графику, а «Аэрофлот» лишил Алексеева 50% надбавки за качество работы. За пилота вступился Шереметьевский профсоюз летного состава.
«По таким важным вещам, как топливо, противообледенительная обработка, уходы на запасной и go agound однозначно последнее слово за КВС, иначе полностью теряется смысл командирского решения», – говорилось в сообщении ШПЛС.
4. Пилоты хронически устают.
В «Аэрофлоте» пилотов заставляют перерабатывать. Минувшей зимой в Сети даже разошелся соответствующий документ, в котором пилотов призывали подписать согласие на переработку, а тем, кто против, грозили санкциями.
Вот, что говорил глава ШПЛС Игорь Дельдюжов в интервью мне для издания Anews:
«Человека можно просто умотать за одну неделю. Ставить ему вперемешку то ночной, то ранний вылет – и у него совсем “съезжает крыша”, он теряет сон, появляется хроническая усталость.
Кстати, у пилота есть право отказаться от выполнения рейса, если он устал или плохо себя чувствует. Но его держит сдельная система оплаты, поэтому он зачастую может закрыть глаза на свое состояние или неисправность самолета.
Наши пилоты, которые летают на ближнемагистральных самолетах – это «Сухой Суперждет», Airbus А320 и Boeing-737, работают в таком режиме: шесть дней подряд работают, один выходной. То есть 4 выходных в месяц. Например, в американских компаниях, если месяц продолжительностью 30 дней, то 12 выходных, если 31, то 13. В четыре раза больше».
5. Пилотов ругают за активность.
Тех пилотов, кто состоит в упомянутом выше профсоюзе, – под разными предлогами наказывают. Вот, как об этом рассказывал пилот «Аэрофлота» в интервью The Insider год назад.
«Любой второй пилот хочет стать командиром корабля. Это назначение может отмениться, если человек в профсоюзе. Если это слишком активный профсоюзный деятель, его могут под каким-то предлогом уволить, как у нас уволили одного человека за скорость руления. На тот момент он был активным членом профсоюза, позволял себе высказывать свое мнение и вел себя достаточно жестко с руководством.
Ему сказали, что он небезопасный пилот, потому что слишком быстро рулит. Тогда вообще не было ограничений — рулить надо так, чтобы ни с чем не столкнуться, это логично. Но они потом ввели жесткое ограничение, а ему сказали, что он слишком быстро это делал и нарушал этот пункт. Только этот пункт возник уже после того, как он его нарушил. И все, его уволили».