Когда я была маленькой, и в жизни происходили какие-то сильные эмоциональные события, реагировала я всегда одинаково - мне снились кошмары.
Переехали в новую квартиру - кошмар, где за мной гоняется новая мебель. Мама разошлась с папой - мне снится кошмар, что я больше никогда не увижу папу. Пошли с мальчишками на пруд - всю ночь отбивалась от пиявок.
Тогда бабушка придумала оригинальное средство, чтобы успокоить мою впечатлительную натуру. Когда мне снился очередной кошмар, бабушка осторожно меня будила и успокаивала.
А дальше мы шли на кухню, где бабуля заваривала мне вкусный чай со смородиной или облепихой и готовила домашнее пирожное. Пироженка, как называла её бабушка, состояла из двух печений. На одну из них бабушка намазывала сливочное масло тонким слоем, другую клала сверху. Этакий вариант современного печенья Oreo.
После мы с бабулей пили чай, ели пироженки и беседовали за жизнь. Я подробно рассказывала бабуле свои кошмары, она внимательно слушала, переспрашивала, уточняла, сочувственно кивала головой, а иногда очень грустно улыбалась.
А я, сидя за столом, чувствовала бабушкину любовь, боль и тревога от кошмаров покидали меня. Мне становилось хорошо и уютно. Потом бабуля выключала свет на кухне, и мы шли спать. После ночных чаепитий, я просыпалась отдохнувшей и счастливой. Но это были не все бабулины секреты.
Как только прорезался первый росток зелёного лука на подоконнике, бабушка баловала нас ещё одним вкуснейшим лакомством. Корка чёрного хлеба, свежего, только что из печки (иногда, из магазина) намазывалась небольшим слоем подсолнечного масла. Бабушка говорила, что масло должно быть обязательно "с запахом". То бишь нерафинированное, как сказали бы сейчас. Затем неуловимым движением, будто бы росчерком пера, бабуля слегка посыпала солью хлебушек, и в качестве финального аккорда клала несколько стебельков зелёного лучка. Совсем ещё молодого, не обладающего той острой горечью, обжигающей язык, а оставляющего после себя лёгкое послевкусие лукового сока.
Такое лакомство использовалось для внучат как перекус между активными играми во дворе, на свежем воздухе или в доме.
Но суббота - это был воистину изумительный день. С самого утра затворялось тесто, ставилось на опару, чтобы к вечеру превратиться в благоухающее нечто - булочки с корицей или с маком, а ещё бабуля пекла маковый рулет или сладкий хлебушек. Тесто раскатывалось толстым слоем, промазывалось подсолнечным масло, посыпалось сахарным песочком, сворачивалось в рулет, и последний, смазанный сверху яичным желтком, для вкуса, отправлялся в печь.
Золотистая красота, которая доставалась из печи, приковывала взгляды. Бабушка отрезала небольшой кусочек сливочного масла и клала поверх рулета. Масло, подтаивая, весёлыми ручейками сбегало вниз, украшая румяные бочка рулета солнечными дорожками. Заваривался чай, семья садилась вечерять.
Бабушка рассказывала истории из жизни, шутки, вспоминала тяжёлое лихолетье послевоенных годов, с гордостью говорила о своей сестре, Тамарке. Уехала, выучилась, бухгалтером стала. В конторе человек работает. А бабушка была простой труженицей села, отдавшей свою жизнь небольшому заводику по переработке льна. Мы - детки, открыв рты, затаённо слушали бабушкины рассказы, прислушиваясь к потрескиванию дров в печи.
Прошло уже много лет, но традиция вечерять осталась. Только продолжает её уже моя мама для своих внучат, моих детей. И это ли не счастье?
***
Если Вам понравилась, публикация, ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Автор будет Вам премного благодарен.