Найти в Дзене

Как будет дальше развиваться цифровая экономика?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. При этом обратим внимание на такой факт, что в сфере ИКТ наблюдается снижение количества ежегодно выдаваемых патентов. Как ни странно, причины этого также связаны с развитием цифровой экономики. Во-первых, инновации в ИКТ становятся «инновациями эффективности» (по определению профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтона Кристенсена), т.е. они подразумевают сокращение рабочих мест и ускорение процессов. Во-вторых, жизненный цикл продукта сокращается, а время рассмотрения патентов растет. Это связано с ускоренной цифровизацией многих отраслей экономики и несоответствием патентов малому сроку применимости новейших цифровых разработок. А число новых перспективных и фундаментальных разработок, как и раньше, остается ограниченным. Всвязи с тем, что определенная часть часть современных ИКТ-разработок направлена на решение частных, они естественным образов теряют свою актуальность по мере их выполнения и на их место приходят новые задачи. В связи

Однозначного ответа на этот вопрос нет. При этом обратим внимание на такой факт, что в сфере ИКТ наблюдается снижение количества ежегодно выдаваемых патентов. Как ни странно, причины этого также связаны с развитием цифровой экономики.

Во-первых, инновации в ИКТ становятся «инновациями эффективности» (по определению профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтона Кристенсена), т.е. они подразумевают сокращение рабочих мест и ускорение процессов.

Во-вторых, жизненный цикл продукта сокращается, а время рассмотрения патентов растет. Это связано с ускоренной цифровизацией многих отраслей экономики и несоответствием патентов малому сроку применимости новейших цифровых разработок. А число новых перспективных и фундаментальных разработок, как и раньше, остается ограниченным.

Всвязи с тем, что определенная часть часть современных ИКТ-разработок направлена на решение частных, они естественным образов теряют свою актуальность по мере их выполнения и на их место приходят новые задачи. В связи с этим говорить о сложившейся структуре цифровой экономики пока преждевременно.

А сколько стоит сам продукт информационной экономика, сколько стоит сама информация? Как и с помощью каких инструментов, определяется ценность информации и связанных с ней процессов? Существует несколько способов, по которым рекомендуется планировать расчеты. Вот эти способы.

Во-первых, это – инфономика, относительно новая дисциплина, которая дает обоснование ценности информации как экономического актива. При этом разработчики соответствующей методики рекомендуют оценивать данные в комплексе, а не отдельными файлами и одним из основных критериев стоимости информации призывают считать доступность: чем труднее добыть информацию - тем дороже она стоит.

Во-вторых, это - оценка каналов связей, когда конечная стоимость информации определяется пользой, уровнем влияния, количеством и доступностью для заинтересованных сторон, и всеми этим параметрами - в рамках конкретного коммуникационного сектора.

В-третьих, это - монетизация алгоритмов, процесс, при котором определяется их экономический потенциал. Оцененный алгоритм - это вполне конкретный, универсальный товар, который может быть задействован в совершенно разных рынках и отраслях.

Вот эти три способа и есть примерная схема, которая, с небольшими поправками на профиль компании, может стать базисом в процессе интеграции существующих активов в новую информационную среду.

Отметим также, что цифровая экономика - это изменение:

· модели ведения бизнеса и существующего портфеля услуг.

· стандартов поведения в отношениях с клиентами и партнерами.

· корпоративной культуры с акцентом на обучение и мотивацию персонала.

· регламента и степени ответственности IT-отделов с внедрением виртуализации, облачных технологий.

· инфраструктуры компании с учетом: новых технологий, аппаратно-программных требований среды, интересов партнеров и клиентов.

При этом подчеркнем, что сама трансформация информации и применяемых для ее обработки и хранения алгоритмов вовлекает в этот процесс все соприкасающиеся с ним элементы бизнес-модели компании. Меняется только тот сектор, который нужен для работы здесь и сейчас.

Следует отметить, что существенный вклад в конечный продукт цифровая экономика вносит за счет цифровизации цепочек поставок в нецифровых секторах глобальной экономики. Например, облачные сервисы позволяют централизовать работу компаний и шире применять аутсорсинг рабочих мест. Подобные тенденции происходят и на стороне клиентов, в результате чего создаются новые каналы продаж.

Как уже отмечалось, несмотря на то, что цифровые технологии используются почти во всех сферах человеческой деятельности, дать достаточно точную оценку объемов цифровой экономики и степени ее на экономическое развитие очень трудно.

Поэтому главной темой пятого статистического форума МВФ в Вашингтоне в ноябре 2017 г. стал вопрос «Измерения цифровой экономики» (Measuring the Digital Economy). При этом основная трудность состоит в том, что существующие способы оценки ВВП и экономической активности оказываются не вполне адекватными существенно меняющимся, в новых условиях, моделям ведения бизнеса и структуре потребления.

Так, например, Интернет-сервисы предлагают новые услуги, пользователи переводят деньги напрямую друг другу, широкий набор товаров и услуг попадает к покупателю по новым логистическим маршрутам.

В целом сейчас уже многие развитые страны, понимая неизбежность предстоящих изменений, начали осознанное движение в сторону развития цифровой экономики. Первыми подобный курс приняли США и Китай, которые считаются неформальными лидерами цифровой гонки на сегодняшний день.

При этом многие программы цифровой экономики разных стран (США, Австрия, Австралия, Англия и т.д.) делают акцент на социальных направлениях, например, таких как «цифровая медицина» и «умный город».

Конечно, реализация этих социальных проектов требует значительно большей разноплановости и сложности в деятельности операторов этим систем, но результатом становится не только улучшение обслуживания населения, но и смещение в оцениваемых статистически факторах экономического роста. Продаваемые продукты и услуги автоматически учитываются в составе ВВП, но усилия по улучшению жизни людей, предпринимаемые в сфере цифровой экономики пока соответствующего адекватного отражения в этом показателе зачастую не имеют.