Дэвида Бекхэма лишили водительских прав. За разговор по телефону за рулем. Всего-то. На полгода.
У нас пока есть только штраф в 1500 рублей, который легко превращается в 750, а по факту наказание за пользование телефоном во время движения, – скорее, исключение, чем правило.
Но и они в Англии, и мы в России знаем, что за рулем пользоваться телефоном опасно. И это тем более удивительно, так как и в докладах Всемирной организации здравоохранения, и в научных исследованиях до сих пор нередко уточняется: да, опасно, но доказательств связи между телефоном и совершением ДТП недостаточно.
И тем не менее наказание за сотовый во время движения постоянно ужесточают. Стран, где еще можно пользоваться им за рулем, почти не осталось. А где-то уже нельзя пользоваться даже устройствами хэндс-фри во время движения.
Потому что уверенность, что мобильный за рулем – это зло, растет с каждым новым исследованием. Есть и мета-исследования, когда сопоставляются трафики сотовой связи (с разделением на звонки, смс и т.д.) и частотность совершения ДТП. Есть и эксперименты, предельно конкретно выясняющие, что происходит с человеком, когда он одновременно ведет автомобиль и разговаривает по мобильному.
Что именно говорят полученные данные?
1.
Проблема вождения с мобильным – в голове, а не в руках.
Разговор опасен не тем, что занимает руки, а тем, что загружает когнитивные ресурсы человека, к которым относятся внимание, память, мышление и т.д. То есть все то, с помощью чего мы получаем информацию об окружающем мире, можем ее проанализировать и использовать в поведении. Разговаривая по сотовому (не только за рулем), мы перестаем отчасти и видеть, и слышать то, что вокруг нас происходит, извлекать нужное из памяти (был ли знак «уступи дорогу» только что?), не говоря уже о том, чтобы анализировать поступающую извне в мозг информацию о дорожной ситуации и соответствующим образом поступать.
Внимание и другие когнитивные способности – ограниченный ресурс. Если его приходится делить между дорогой и собеседником, последние начинают конкурировать за когнитивные ресурсы водителя, за его возможности видеть, слышать, анализировать... И по-любому отнимают их друг от друга.
Возникает эффект рассеянного вождения и т.н. «когнитивного отвлечения», которому в 2011 году Всемирная организация здравоохранения посвятила целый доклад под названием «Использование мобильных телефонов: растущая проблема отвлечения внимания водителя».
«Использование мобильных телефонов может заставить водителей отвести взгляд от дороги, руки от рулевого колеса и их умы с дороги и окружающей ситуации. Именно этот тип отвлечения – известный как когнитивное отвлечение, – по-видимому, оказывает наибольшее влияние на процесс вождения», – говорится в этом докладе ВОЗ. Мобильный телефон может стать причиной того, что водитель медленнее реагирует на дорожную ситуацию, хуже удерживает правильную полосу движения, в целом менее осведомлен о происходящем вокруг него.
В общем вождение на самом деле – процесс интеллектуальный, требующих свободных когнитивных ресурсов. А они нужны для того, чтобы думать не только за себя, но и «за того парня»…
По себе я, кстати, знаю, что рука тянется к телефону, когда стою на светофоре или в пробке. Одно из объяснений - эффект, обратный выше описанному. Пока едешь, мозг постоянно подгружается постоянно меняющейся ситуацией на дороге. Когда же ситуация вокруг перестанет меняться или меняется мало, мозг просит подгрузить его еще чем-нибудь достойным внимания. Отсюда и желание посмотреть, что там в телефоне.
В то же время на подъезде к перекрестку или иному сложному участку дороги, я предпочитаю отключать все, что мешает мне концентрироваться на дорожной ситуации, даже музыку, хотя в сравнении с сотовым прослушивание музыки за рулем считается ненамного более опасным вариантом, чем езда в одиночестве и тишине.
2.
Мобильный опасен во всех вариантах.
Это очевидно из всего, что написано в п.1. И технические новинки, направленные на то, чтобы освободить руки водителя, проблемы не решают. Мозг (например, в случае надиктовки голосовых сообщений), по данным некоторых экспериментов, получает даже больше нагрузки, чем при разговоре без хэндс-фри. А вот радио или аудио-книги слушать безопаснее.
3.
Что опаснее во время вождения – общаться с пассажиром в машине или по сотовому?
Если верить эксперименту, который провели в Университете штата Юта США, то общение с пассажиром по риску отвлечься от дороги находится где-то посередине между общением по мобильному с хэндс-фри и без оного. Проводился этот эксперимент какими-то сложными замерами за движением глаз и т.п. - по аналогии с одним из методов, который используется в авиационной психологии.
Но был и другой эксперимент. Провели его в том же Университете Юты. На этот раз психологи сравнили, в каких ситуациях водители чаще совершали ошибки (например, пропускали съезд с трассы). В одном варианте водители ехали одни. В другом - разговаривали с пассажиром. В третьем - были одни, но разговаривали по сотовому. Все это происходило не в реальном движении, а с помощью очень качественного симулятора многополосной дороги в 24 мили со сменой полосы и скорости движения, эстакадами и т.д.)
Как вы думаете, в каком случае количество ошибок было самым высоким? Да, в момент общения по сотовому. Не справившихся с задачей там было в 4 раза больше, чем среди тех, кто разговаривал с пассажиром. Разницы между тем, кто общался с пассажиром, и теми, кто ехал один, почти не было.
Объяснение этому феномену ученые нашли в содержании разговоров, когда она ведутся в машине с пассажиром и когда общение происходит с кем-то по сотовому. Пассажиры чаще вместе с водителем следили за трафиком, который становится темой разговора. То есть возникал эффект сотрудничества, который способствовал безопасному вождению. Этот эффект исключался при разговоре по сотовому. Каким бы ни был собеседник, он не владел информацией о происходящем на дороге, и никак не мог в этом плане сотрудничать с водителем.
4.
Но! Громкие разговоры негативно влияют на способность безопасно управлять автомобилем.
Нашла в одном научном обзоре. Подробнее останавливаться, думаю, излишне.
А теперь - неожиданный поворот.
Что делать?
Ответ, казалось бы, очевиден. Раз сотовые так опасны, их нужно запрещать. Нужно стращать людей последствиями. И чтобы кругом были камеры, камеры, камеры. Чтобы карать и карать...
Почему, однако, даже там, где за пользование мобильным применяются самые суровые виды наказания, люди все равно продолжают им пользоваться?
Тот же Дэвид Бэкхэм почему это сделал? Ему ведь штраф не в 1500 рублей грозил, а 750 фунтов плюс лишение. Разве он был уверен в собственной безнаказанности за такое дело в Англии?
Можно, конечно, морализировать на предмет массовой недисциплинированности… и телефонозависимости!
Но что даст такой ответ? Ничего не даст. Массово лечиться всех не пошлют.
Так снова вопрос: почему?
Было одно интересное российское исследование, в котором ответ на этот вопрос прозвучал. (Его краткое описание можно найти в журнале МГППУ.) Психологи обнаружили, что количество ответов на звонки по сотовому росло среди водителей-экстравертов, стоило им оказаться в пробке. Авторы объяснили это так:
«Сама по себе пробка является стрессовым внешним фактором, который предрасполагает водителя к росту напряжения и различным возможным проявлениям агрессии. Именно в этом случае использование мобильного телефона способствует «канализации» агрессии при разговоре с собеседником». Непосредственное общение с пассажиром существенно снижает возникающее напряжение водителя - так же, как и его разговоры по мобильному телефону.
На личном примере могу подтвердить, что когда на дороге что-то происходит, что нарушает внутреннее равновесие, рука тянется к телефону без всякой иной нужды в нем. И одно дело - просто запрещать себе его брать. Другое - знать, почему рука тянется.
И если далее развивать мысль исследователей, то одни лишь запреты и блокировки сигнала могут дать прямо противоположный желаемому результат. А именно - рост рискованных маневров водителей-экстравертов. Лишившись общения по мобильному телефону, они тем самым лишатся и возможности снижать напряжение, которое будет выливаться в опасное вождение.
Понятно, что эти выводу не отменяют того, что говорить по сотовому за рулем опасно. Но одними только запретами и внушениями ограничиваться тоже не стоит.
И напоследок:
Хорошая новость: интраверты даже в пробке предпочитают следить за дорогой, а не болтать с соседями или по сотовому.