Найти в Дзене
Япония 日本

Курилы / Детали предложенного Абэ мирного договора с Россией

Владимир Владимирович Путин и Синдзо Абэ
Владимир Владимирович Путин и Синдзо Абэ

5 марта заместители министров иностранных дел Игорь Моргулов и Такео Мори встретились в Москве, чтобы продолжить переговоры по мирному договору между Россией и Японией, что повысило перспективы прекращения ненормального состояния отношений, которое существовало после объявления Советским Союзом войны с Японией в августе 1945 года. Это уже вторая такая встреча с тех пор, как в конце 2018 года между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Синдзо Абэ была согласована новая структура переговоров.

Мало что было обнародовано о деталях обсуждений, однако в японских СМИ широко освещается, что Абэ стремится заключить общее соглашение, когда Путин приедет в Японию на саммит G-20 в июне. Что включает в себя такое мирное соглашение и может ли оно быть достигнуто?

Первым приоритетом для японской стороны является то, что в документе рассматривается спор стран о северных территориях, которые в России известны как Южные Курилы. Именно эти спорные острова помешали заключению мирного договора из-за отказа Японии подписать соглашение до тех пор, пока не будет урегулирован статус островов. Как Абэ сказал парламенту 11 февраля, демаркация границы, таким образом, является неотъемлемой частью любой сделки.

Традиционно Япония призывала к возвращению всех четырех спорных островов, но это изменилось в ноябре 2018 года, когда Абэ и Путин согласились ускорить переговоры по мирному договору на основе Совместной декларации 1956 года. Этот документ обещает, что Москва передаст Хабомаи и Шикотан Японии после заключения мирного договора. Однако в нем ничего не говорится о гораздо более крупных островах Итуруп и Кунашир (по-японски Эторофу и Кунашири). Ноябрьское соглашение, таким образом, показывает, что Абэ готов согласиться на сделку с двумя островами, даже если это составит только 7 процентов от общей спорной территории.

Таким образом, предполагаемый мирный договор признает суверенитет России над Итурупом и Кунаширом и суверенитет Японии над Хабомаи и Шикотаном. Это является крупной уступкой со стороны Абэ, однако, как отметил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в ноябре 2018 года, даже после заключения мирного договора ничего автоматического в передаче двух островов не будет. Вместо этого потребуется процесс для определения того, как и когда будет осуществляться передача. Это особенно важно в случае Шикотана, население которого в России превышает 3000 человек.

Подход, который, по-видимому, имеет в виду администрация Абэ, можно описать как Кавана-2. Первоначальное предложение Каваны было сделано премьер-министром Рютаро Хасимото президенту Борису Ельцину на саммите в Каване в апреле 1998 года. Это предполагало демаркацию границы с целью передачи островов Японии, но при этом позволяло России продолжать управлять территорией в течение определенного периода времени. Это позволило бы обеспечить плавный переход и предотвратить внезапное нарушение жизни русских островитян.

Разница заключается в том, что первоначальное предложение Каваны предусматривало передачу суверенитета над всеми четырьмя островами Японии, в то время как в Каване-2 признавались бы только права Японии на Шикотан и Хабомаи. Это показатель того, насколько ослабла позиция Японии за два десятилетия, прошедшие с 1998 года.

Помимо территориального спора, можно ожидать, что предлагаемый мирный договор будет охватывать более широкие аспекты двусторонних отношений, включая вопросы безопасности. Нет необходимости прекращать состояние войны, поскольку оно прекратилось после вступления в силу совместной декларации 1956 года. Вместо этого можно ожидать, что в мирном договоре основное внимание будет уделено выражениям дружбы и взаимного ненападения.

В частности, японское издание Кёдо в январе сообщило, что Япония и Россия обсуждают потенциальную оговорку о мирном договоре, которая обязывает стороны не участвовать в враждебных военных действиях друг против друга. Это призвано смягчить опасения Москвы по поводу того, что Япония может помочь своим союзникам в США предпринять агрессивные действия против России. Асахи Симбун также заявил в ноябре, что Абэ пообещал Путину, что базы США не будут размещены на какой-либо переданной территории.

Похоже, Абэ предположил, что включение этой обнадеживающей формулировки и его готовность согласиться только на два острова будет достаточным для достижения каких либо сдвигов. В действительности, однако, остаются серьезные препятствия для мирного договора.

По мере того как позиция Японии смягчалась, позиция России укреплялась. Министр иностранных дел Сергей Лавров начал неоднократно требовать, чтобы в качестве первого шага Япония признала результаты Второй мировой войны, включая суверенитет России над всеми спорными островами. В феврале Сергей Иванов, специальный представитель при Путине, также посетил Шикотан, где он отверг предположение о том, что Россия рассматривает вопрос о передаче острова, заявив, что «на самом деле за этим ничего нет». Это не действия правительства, которое готовится уступить территорию.

Более того, даже если Абэ удастся заключить сделку с Россией, он может столкнуться с внутренней негативной реакцией. Это связано с тем, что японское руководство недостаточно объяснило свой сдвиг в стратегии. Действительно, правительство Абэ просто перестало говорить о возвращении четырех островов и теперь добросовестно избегает говорить об островах как о «неотъемлемой территории» в рамках «незаконной оккупации». Когда представители оппозиции и журналисты оспаривают это, министры правительства избегают ответов утверждая, что они не могут обсуждать детали текущих переговоров.

Учитывая секретность правительства, неудивительно, что японская общественность не была в восторге. Действительно, опрос, проведенный в январе, показал, что только 11 процентов респондентов были готовы согласиться лишь на два острова. Эта цифра, вероятно, была бы еще ниже, если бы респонденты поняли, что в соответствии с концепцией "Кавана-2" даже Шикотан и Хабомаи могут не быть переданы под японский контроль в течение десятилетия или более.

В этих обстоятельствах далеко не очевидно, что японский парламент согласится ратифицировать мирный договор. Более того, шансы Абэ добиться ратификации, несомненно, уменьшаются, поскольку он приближается к концу своего премьерства в 2021 году, и его политическая власть неуклонно истощается.

В целом, Абэ сделал отношения Японии с Россией приоритетом и, очевидно, остается приверженным выполнению своего обещания решить вопросы территориального и мирного договора до окончания срока своих полномочий. Однако по мере того, как детали предлагаемого мирного договора начинают проясняться, становится очевидным, что его правительство рискует заключить соглашение, которое готовы принять только сам премьер-министр и его близкие.

( ̄^ ̄)ゞ 。

Также, вы можете обратить внимание на другие наши статьи:

Мода знаменитостей глазами ребенка

Русские женщины на пляжах в Японии

Возрождение популярности Сталина? Что об этом говорит BBS в Японии.

Уважаемый читатель, буду благодарен, если ты поддержишь меня лайком и поделишься своим мнением в комментариях.