14 мая в Казани, в галерее современного искусства ГСИ РТ открылась выставка художника Ильгиза Гимранова под названием «Хрущевочки». Поразительные работы художника растопили мой лед.
Изначально я ничего не знал об этой выставке, но скажу честно: после Парижа я очень предвзято относился к искусству из родной Казани. Тем не менее, 18 мая в городе проходила "Ночь Музеев". Я решил посетить ГСИ, так как они обещали что-то особенное. Я проходил этаж за этажом, рассматривая каждую работу, и первые 2 этажа я бы обозвал "советским унынием". Шагая по ступенькам на 3-ий этаж, я не ожидал ничего особенного и был настроен критично. Как только я переступил порог выставочного зала - я растаял. Раньше, я думал, что в Казани меня ничто не удивит, но даже не мог представить, как сильно я заблуждался.
К сути:
Автор: Ильгиз Гимранов родился в 1960 г. в Казани. В 1978—1986 годах работал в мастерской художника Ильдара Ханова (занимался мозаикой, скульптурой, монументальной живописью). В 1987 году стал основателем и арт-директором первой негосударственной художественной галереи в Казани «Арсенал», ставшей центром притяжения «неофициального» искусства со всего Татарстана. С 1992 года — свободный художник. Является участником многочисленных выставок и арт-проектов в России и за рубежом.
Открытое Гимрановым направление, «современный русский пейзаж», стало явлением в современном искусстве. Александр Боровский, российский искусствовед, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств Российской Федерации пишет о работах художника: «Если рассматривать городские пейзажи Гимранова как некую целостность, возникает ощущение остросовременного системного художественного мышления с многослойностью аллюзий, отсылок, критических установок… Что же стоит за столь внимательной репрезентацией этого обычного казанского микрорайона, сформированного хрущёвками?.. Думаю, художника интересует драматургия отношений типологичного и личного, частного. Человеческое, пробивающееся в депрессивном окружении, – давняя тема русского искусства».
В апреле 2018 года в представительстве Россотрудничества в Лондоне с большим успехом состоялась персональная выставка художника «Khrushchev’sThaw. TheHousingILoved»,на которой были представлены работы из этой серии.
Ресурс: https://kaz.arttube.ru/event/ilgiz-gimranov-hrushhjovochki/
Успешный художник из Казани - для меня большое открытие. Я прочел эту статью, перед тем как начал изучать работы художника. Итак, я начал внимательно рассматривать пейзажи - старые хрущевки. Присутствует импрессионизм: видна игра света, четко расставлены акценты, порой размыты границы, ничего особенного. Однако, со временем начинаешь замечать пару деталей, отчетливых и не очень. От увиденного я застыл в изумлении, и был готов разругаться на вышеупомянутого "искусствоведа": Как человек в здравом уме может увидеть здесь : "драматургию отношений типологичного и личного, частного. Человеческое, пробивающееся в депрессивном окружении."
Да, соглашусь, присутствует некая ностальгия, но не горькая. На картинах изображено сладкое прошлое и легкая драма от утраты. Это слезы счастья, порыв надежды и любви, луч света. Не верите? Я вам докажу это благодаря 2-ум деталям:
1. Выбор цвета:
Хрущевочки изображены в теплых тонах. Есть ощущение уюта и добра. Клянусь, присматриваясь к картине можно было услышать шум двора лай собак!
2. Персонажи:
Почти на каждой картине изображен ребенок с собакой. Зачастую, они гуляют или играют на фоне теплого городского пейзажа. Я ассоциирую это с детством, семьей, невинной радостью, детским смехом, но никак не с "депрессивным окружением".
PS: Были очень интересные картины, которые привлекли не только цветом и сюжетом, но и названием.
Например:
- Давай долепим завтра. 2019 г.
- Я с детства склонен к перемене мест. 2018 г.
- Увези меня , трамвай. 2017 г.
- Сюжет простой, а в доме напротив жил Толстой. 2017 г.
- Невыносимая легкость бытия. 2018 г.