Доброго всем времени суток!
Не могу не написать об этом! Насколько меня это удивило, поразило даже сложно найти нужное слово. Вчера писала статью о бане и о том в каком возрасте можно брать ребёнка в баню. Решила найти мнение врачей. Наш любимый Яндекс в помощь.
Набрела на статью, которая меня удивила. Вы знали кто был прототипом Бабы-Яги? Я теперь знаю. Сейчас расскажу и вам. Оказывается, был на Руси обряд «перепекания» младенцев. У древних славян к печи было всегда особое отношение.
Они её любя называли Матушка печь. Поэтому неспроста, если ребёнок рождался недоношенным, хилым просили помочь печь. Считалось, что ребёнок «недозревший» и его нужно «допечь» .
Ребёночка обмазывали ржаным тестом, заводили это тесто с нужными словами и с водой которую принесла знахарка из трёх колодцев на рассвете. Уже похоже на сказку. Правда? Оставляли ребёнку свободным только рот и нос.
Укладывали на лопату привязывали и трижды отправляли в протопленную уже остывшею печь. Обряд проводили ночью и обязательно не в одиночку. Окно в избу было открыто, на улице под окном стояла знахарка.
Мать брала лопату и с нужными словами отправляла лопату в печь. Бабка должна была обойти избу вокруг по ходу солнца трижды, подойдя, к окну спросить у матери и та со словами доставала на какое-то время лопату с младенчиком и снова отправляла в печь.
Мать дитятки, свекровка, бабка-повитуха она же знахарка в разных местах роли распределялись по-разному, но суть оставалась одна. Слова произносились не только как заговор, но ещё и для того чтобы поддерживать ритм всего мероприятия.
Чтобы ребёночек не задохнулся. Бывало, что знахарка в конце бросала три монеты в хату и мать отдавала ребёночка ей. Она уносила его к себе в избу на ночь, а утром возвращала его матери. Всю ночь бабка читала свои заговоры и ребёнок наутро должен был либо выжить, либо умереть.
Правда, прибегали к такому обряду в совсем крайних и безнадёжных случаях. В некоторых местах ребёнка после обряда «сбрасывали» под порог и давали собаке съесть тесто, которое покрывало тело ребёнка (эта часть обряда за гранью).
Прочитав, это вчера я вторую половину дня проходила под впечатлением, а сейчас пересказывая, начинаю понимать, наверное, в этом был не только сакральный смысл. Все эти действия очень похожи на контрастный душ, например, организм закаляется и начинает бороться за жизнь из последних сил. Сейчас дико читать такие вещи, но и в них есть смысл, я уверена.
Может быть, это вовсе не злая Баба-Яга пекла ребятишек в печке, а была это добрая знахарка и звали её Баба-Яга?