Найти тему
Туман войны

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ БЕЗДЕЛУШКИ ЛЮФТВАФФЕ

Летом 1943 года в боях на Курской дуге Люфтваффе впервые если не массово, то в большом количестве применили свою новинку – специальные противотанковые самолеты Hs-129B-2 и Ju-87G. Если первый являлся самолетом, специально созданным для борьбы с танками, и был вооружен для этого 30-мм пушкой МК-103, то второй был модификацией хорошо известной «Штуки» Ju-87D, оснащенной двумя 37-мм пушками BК 3,7.

Ошеломительный успех пришел сразу: в период 5-8 июля экипажами пикировщиков и штурмовиков заявлено об уничтожении 196 советских танков, не говоря уже о другой технике. Только эскадрильи, летавшие на Hs-129, «расстреляли» более 80 танков. Выдающийся результат! Этакий стальной дождь «просыпался» на советские танковые войска. А на немецких летчиков – из Железных крестов. Гауптман Ганс-Ульрих Рудель на противотанковой «Штуке» за день боев 5 июля отчитался об уничтожении 12 танков. Казалось бы, немцы первыми в мире (!) создали эффективное воздушное противотанковое оружие. Можно пить шампанское! Но у советского командования появление новых самолетов у противника никакой паники не вызвало.

Hs-129B-2
Hs-129B-2

Впервые «Хеншель» Hs-129B-1 были применены в мае 1942 под Харьковом по окруженной группировке советских войск на барвенковском выступе. Летчики отчитались об уничтожении 23 советских танков, но так это или нет, сказать трудно – из окружения почти никто не вышел. Но собственные потери от зенитного огня оказались весьма чувствительными. Летом-осенью 42-го «Хеншели» сражались на Московском направлении и под Сталинградом, где снова понесли большие потери. Немецкие летчики опять же отчитались о десятках уничтоженных советских танков, но советское командование почему-то их деятельности не заметило. Видимо, тогда же советской стороне из числа сбитых «Хеншелей» удалось найти ремонтопригодный образец для испытаний в НИИ ВВС.

Весной 43-го уже оба самолета – и Hs-129, и противотанковая «Штука» приняли участие в сражении на Кубани. И снова в немецких авиационных штабах сплошной восторг, а в советских – безразличная тишина. Разве что подбитую «Штуку» с 37-мм орудиями в НИИ ВВС оттащили. Дескать, пусть разберутся, что за чудо-юдо такое.

Ju-87G
Ju-87G

А в НИИ ВВС ни тот, ни другой самолет никакого удивления не вызвали вовсе. Там уже испытывали подобные аппараты, в конце 30-х… советские. В 1936 году два советских КБ в инициативном порядке занялись созданием специального двухмоторного противотанкового самолета, вооруженного 37-мм пушками. За создание самолета отвечало КБ Поликарпова, за создание пушки - КБ Шпитального. В октябре 1937 В.П. Чкалов поднял в воздух ВИТ-1 (воздушный истребитель танков). Противотанковое вооружение самолета состояло из двух пушек ШФК-37. В целом самолет получил положительные отзывы… от своих создателей. Здесь можно перефразировать знаменитые строки Крылова – «Шпитальный хвалит самолет, а Поликарпов хвалит пушку». На самом деле все обстояло не так радужно. Пушка была «сырой», магазинное питание давало частые задержки, вес орудия составлял 375 кг без боекомплекта. Из-за несинхронности работы пушек при стрельбе наблюдалось «рыскание» самолета, а значит ухудшалась и точность стрельбы. Мощная отдача орудий заставляла самолет «подвисать» в воздухе. Сам самолет тоже еще предстояло доводить до ума.

ВИТ-1
ВИТ-1

В мае 38-го состоялся первый полет усовершенствованного ВИТ-2. Самолет летал уже значительно лучше, но установка на нем 37-мм пушек только признавалась возможной, испытания же он проходил без них. Несмотря на выдающиеся для того времени летные данные, самолет в серию не пошел. Сказались интриги, а, возможно, и саботаж в руководстве ВВС и Наркомате авиационной промышленности.

ВИТ-2
ВИТ-2

Но так или иначе это спасло советские ВВС от ненужного самолета. Вся концепция ВИТов рассчитана была на танки 30-х годов. К борьбе с танками начала 40-х с усиленным бронированием они уже были мало пригодны. В начальный период войны 37-мм снарядами могли быть гарантированно поражены только легкие Pz-1, Pz-2 и «чехи» (если попадем, конечно). «Тройки» и «четверки» могли быть выведены из строя только при очень благоприятном стечении многих обстоятельств. Учитывая господство в воздухе немецкой авиации и «нашпигованность» наземных войск зенитной артиллерией (ВИТ-2 не был «бронированным штурмовиком»), наличие в ВВС РККА такого «танкоборца» вызвало бы сплошное разочарование. Другое дело, что вместе с ВИТ-2 оказался «похоронен» и проект его дальнейшего развития – скоростной пикирующий бомбардировщик (СПБ), но это уже иная история.

Что же Hs-129? Ужас!!! Если ВИТ-2 хоть хорошо летал, то этот и без стрельбы еле держался в воздухе. Не буду приводить всю слезную историю создания этого чуда, отмечу только, что самые мощные двигатели, что удалось на него поставить, это французские «Гном-Рон» мощностью 700 л.с. В 40-е годы установка на боевом ударном самолете двигателей мощностью менее 1000 л.с. – нонсенс. Более мощные моторы у немцев, конечно, были. Но их массогабаритные характеристики не подходили «Хеншелю». Пришлось бы создавать самолет заново.

Бронирование штурмовика оставляло желать лучшего. Хорошо бронирована была только кабина пилота. Но для этого ее пришлось сделать настолько тесной, что даже прицел вынесли за ее пределы и установили на носу самолета. По этой же причине ручка управления самолетом была очень короткой и совершенно не соответствовала анатомии человека. Отмечалась также небольшая эффективность руля направления. 30-мм пушка МК-101 с боекомплектом в 40 патронов была размещена в гондоле в носовой части под фюзеляжем. Пушка весила 145 кг. Вес пушки и боеприпасов, а также ее размещение привели к нарушению центровки. Самолет постоянно «клевал» носом. Отдача при стрельбе «тормозила» самолет. По признаниям немецких летчиков, управление Hs-129 даже без боя было сущим кошмаром. Атаку же целей полагалось проводить с полого пикирования. Но благодаря «клевкам» пологое быстро грозило перейти в крутое. Даже чтобы вывести самолет из пологого пикирования в горизонтальный полет, требовалось изо всех сил тянуть короткую ручку обеими руками. Кроме того, мощность пушки МК-101 была признана недостаточной для борьбы с танком Т-34.

Учитывая отвратительные летные характеристики самолета и слабость противотанкового вооружения, поражение советского танка (не уничтожение, а поражение) являлось скорее случайностью. Но на войне и случайности не редки. Расчеты показали, чтобы такая «случайность» произошла, нужно совершить более 50 самолетовылетов.

Эффективность этих самолетов демонстрирует следующий эпизод. С 27 по 28 мая 1942 года на аэродроме Барвенково проходили учебные стрельбы по подбитому советскому танку КВ. Летчики Hs-129B-1 с пушкой МК-101 в идеальных условиях заходили танку строго в борт и вели огонь с дистанции 800-400 м. 27 мая было выполнено 12 самолетовылетов. Ни одного попадания в танк достигнуто не было. 28 мая вновь 12 самолетовылетов, и вновь все мимо. После обеда опять 12 самолетовылетов. На этот раз вели огонь с 500-300 м. Добились 12 попаданий, но ни одно броню не пробило. После этого было принято решение заменить пушку МК-101 на МК-103, у которой скорострельность в полтора раза выше. Так появилась модификация Hs-129B-2.

К сказанному следует добавить, что крайне плохой обзор из кабины и отсутствие оборонительного вооружения в сочетании с никудышной маневренностью делали Hs-129 легкой добычей для истребителей.

А что по Ju-87G? И здесь ничего нового. Еще осенью 1941 года проходил испытания ИЛ-2, вооруженный двумя уже знакомыми нам ШФК-37. Пушки размещались в подкрыльевых гондолах, имели по 40 патронов на ствол. Хотя Шпитальному удалось снизить вес орудия до 300 кг, магазинное питание делало установки громоздкими. Их также пришлось значительно опустить вниз относительно оси крыла. Разнос масс и нарушение центровки делали самолет плохо управляемым. Войсковые испытания, проведенные зимой 1942-43 гг., показали достаточно низкую противотанковую эффективность самолета. Для вывода из строя вражеского танка в среднем требовалось совершить около 25 самолетовылетов. В серию самолет не запустили.

Ил-2 ШФК-37
Ил-2 ШФК-37

На «Штуке» пушки BК 3.7 устанавливались под крылом даже не в гондолах, а в специальных контейнерах. Вес каждого без боекомплекта составлял 473 кг. Боекомплект же составлял всего по 12 патронов на ствол. Для того, чтобы таскать такую ношу, пришлось часть бронирования с самолета снять. Но скорость все равно упала на 30-40 км/ч, о маневренности с двумя такими «каркалыгами» вообще говорить не приходится. Пленные немецкие летчики говорили о невозможности точно прицелиться из-за плохой путевой устойчивости самолета. И остальные недостатки все те же – разнос масс, низкая центровка, «клевки», «рыскание» из-за несинхронности стрельбы пушек. И опять же, встреча советского танка со снарядом Ju-87G была скорее случайностью.

Как же тогда «стальной дождь» и сотни уничтоженных советских танков? А шут его знает! Безвозвратные потери 1-й танковой армии Воронежского фронта (именно по ней «работали» противотанковые самолеты 5-8 июля) в период с 5 по 20 июля от действий авиации составили 7 танков Т-34 и 30 легких Т-60 и Т-70. Общие потери танков Центрального фронта за июль-август 1943 г. от действий авиации составили 187 машин, из них безвозвратно около 70. Под авиацией подразумеваются вовсе не специальные противотанковые самолеты – основным средством воздействия с воздуха на наземную обстановку по-прежнему оставалась авиабомба.

Командование Люфтваффе попало в непростую ситуацию. Распиарив перед политическим руководством Рейха возможности противотанковой авиации, само для себя оно прекрасно понимало ее ничтожные возможности. Поэтому выпуск «так хорошо себя зарекомендовавших» Ju-87G вскоре потихоньку свернули. Всего было переделано в Ju-87G-1 100 самолетов из Ju-87D-3 и заново построено 208 Ju-87G-2 на базе Ju-87D-5.

Ил-2 НС-37
Ил-2 НС-37

В сентябре 1944 года прекратилось производство и Hs-129. Всего было построено 871 экземпляр. Правда, перед этим конструкторы с «Хеншель» все-таки попытались реанимировать свой ущербный проект. Они оснастили самолет 75-мм пушкой (!) с боекомплектом в 12 снарядов. На полигонных испытаниях самолет с таким орудием легко «протыкал» Т-34 и даже ИС-2. Но, видимо, отстрел происходил с самолета, стоящего на земле. В воздухе эта конструкция, получившее название Hs-129B-3, держалась еле-еле, давая максимальную скорость в 250 км/ч. А при выстреле от отдачи самолет вообще ложился в дрейф. Всего было выпущено порядка 25 таких машин. Сведений об успехах обнаружить не удалось.

Hs-129B-3
Hs-129B-3

Можно возразить, что и в советских ВВС активно использовались 37-мм пушки. Все верно. Орудия такого калибра стояли на самолетах ЛаГГ-3 34-й серии, Як-9Т, Р-39. Но эти самолеты проектировались не для борьбы с танками. Мощные пушки нужны были против вражеских бомбардировщиков. Испытательные стрельбы по танкам также осуществлялись и даже были признаны успешными, но с целым рядом «если». В 1943 году пошел в серийное производство ИЛ-2 с двумя 37-мм пушками НС-37 конструкции А.Э. Нудельмана. Вес каждой пушки с боекомплектом в 60 снарядов составлял всего 256 кг. Пушка имела ленточное питание, что позволило загружать боекомплект прямо в отсеки крыла. Гондолы с пушками были «прижаты» снизу к консолям и не имели значительного аэродинамического сопротивления. В общем, самолет получился весьма эффективным. Только и от него никто специально не требовал борьбы с танками. После испытаний его было рекомендовано использовать по объемным и площадным целям, но не по точечным. Кроме того, из Ил-2, вооруженных НС-37, не составляли отдельных частей. Ими разбавляли обычные штурмовые авиаполки. Были, правда, летчики, докладывавшие об уничтоженных «Тиграх», но это, скорей всего, «рыбацкие байки».

А летчики, летавшие на Ju-87G и Hs-129, «продолжали» успешно громить советские танковые войска вплоть до окончания войны. Только Рудель отчитался по итогам войны о 519 уничтоженных советских танках – целую советскую танковую армию спалил! В мемуарах рассказывает, что от его снарядов даже тяжелые ИСы просто взрывались. Были и другие «асы». Только столь «успешных» противотанковых самолетов к 45-му году в составе Люфтваффе остались считаные единицы. И возобновлять их выпуск немецкая промышленность не собиралась.

__________________________________________________________________________________________

Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.