Найти тему
Бизнес Молодость

Ошибки предпринимателя: кто виноват и что делать?

Оглавление

Почему одни растут, а другие — нет? Почему малый бизнес так и остаётся малым, а мечты о большом деле остаются пустыми грёзами? Мы уже много лет наблюдаем за предпринимателями и насчитали шесть системных ошибок, которые сдерживают рост бизнеса.

Делаем работу над ошибками.

Ошибка 1. Бардак в деньгах и проблема с легальностью

Одна из причин, по которой ваш бизнес не растёт, — страх. Вы работаете по серым схемам, принимаете «чёрный нал» и боитесь встречи с налоговой. Подсознание сдерживает рост. Вы не знаете, что будет, если появятся большие контракты, и что делать с большими цифрами. Не прячьте голову в песок, вопросы не исчезнут сами собой.

Чтобы развивать дело, придётся решить базовые задачи:

  • зарегистрировать бизнес: выбрать юридической форму (ИП, ООО и т. д.) и систему налогообложения;
  • внедрить правильный приём денег (кассовый аппарат, эквайринг и т. д.);
  • найти способы легальной экономии (государственные субсидии, льготные системы налогообложения).

Без решения этих базовых вопросов вырасти в большую компанию невозможно.

Ошибка 2. «Всё сам»

Проще сделать самому, чем кому-то доверить. Пока бизнес маленький, вы делаете бóльшую часть задач своими силами. Заказываете канцтовары, пишете коммерческие предложения, настраиваете рекламные кампании. В таком случае вы грузчик, курьер, бухгалтер, но не руководитель. Внимание распылено на задачи, которые вы уже давно переросли, но почему-то продолжаете делать сами.

-2

Бизнес, как система, состоит из повторяющихся процессов. И у этих процессов есть уровни, ранги. Если на старте бизнеса вы вынуждены заниматься всем, то для роста неизбежно придётся передать часть функций другим.

Безболезненного решения проблемы нет. Смиритесь с тем, что поначалу другие будут делать хуже, чем вы. Научитесь доверять и передавать свои задачи другим.

На пути к делегированию есть три контрольные точки:

  • Станьте Оби-Ваном Кеноби — передайте опыт начинающему сотруднику, подготовьте его.
  • Отойдите в сторону. Сдерживайте себя! Не вмешивайтесь, даже если подчинённые терпят неудачи.
  • Дайте понятную обратную связь. Объясняйте, почему вы недовольны, в деталях. Неконструктивно сказать лишь: «Это не годится, переделайте». Поясните критерии, по которым оцениваете работу.
Научитесь делегировать и станьте владельцем результата, а не его исполнителем. Переключитесь на процессы своего уровня понимания, которые вынуждают расти и развиваться.

Ошибка 3. Экономия на команде, работа с посредственностями

Специалисты подешевле = отсутствие профессионализма = трата энергии на исправление ошибок = посредственный результат.

Есть тонкая грань в выборе: допустить, что сотрудник вот-вот научится и будет работать лучше, либо найти уже готового специалиста. В этом проявляется искусство чувствовать людей и руководить ими.

Две причины, почему вы до сих пор работаете с дилетантами: 1) ваш авторитаризм — не терпите инициативы и гасите идеи на корню,
2) экономия — банальная скупость.

При этом хороший профессионал — не всегда стоит запредельно дорого. Разница между профессионалом и дилетантом всегда видна по работам, а не по прайсу.

Работа с профессионалами — ключ к масштабу. Профессионалы окупают себя всегда. Они высвободят ваше внимание и время. Не окружайте себя посредственностями, боритесь с серостью.

Ошибка 4. Временные решения или «затычки»

Мы  любим находить подручные решения: закрепить скотчем, подвязать верёвочкой, подпереть — всегда находим «костыли» вместо решения.

-3

Признавайтесь, если решаете вопросы так же:

  • за ошибки «извиняетесь» скидками и бонусами;
  • меняете товар из-за брака, но не внедрили систему контроля качества;
  • платите зарплату «на глазок», но так и не создали систему мотивации.
Затычки — это борьба со следствиями, а не устранение причин. Это — сиюминутная реакция вместо изменения системы.

Как перестать наступать на грабли? Ищите решения, которые устранят проблему системно:

  • сотрудники регулярно обращаются с одними и теми же уточнениями — напишите инструкцию, чек-лист или регламент;
  • теряются заявки и звонки — настройте правильно CRM-систему;
  • клиенты путаются в пути к вашему офису — сделайте фото или видеоинструкцию.

Такие решения есть всегда. Но почему-то руководители выбирают сэкономить час на быстром временном решении, зато потом снова и снова тратить время, когда ситуация повторится. Вот и сейчас такой же выбор — устраняйте причины и больше не ставьте затычек.

Ошибка 5. Технологическая отсталость

Многие работают как привыкли: блокнот, ручка, телефон, сарафанное радио и встречи. Но появляются конкуренты, которые растут быстро и необъяснимо. Почему так? Одна из причин — технологическое преимущество.

Площадки для привлечения клиентов «выстреливают» и «сгорают» быстрее, чем вы успеваете произнести слово «трафик». Те, кто использует новые технологии, неизбежно вырываются вперёд.

Ошибка 6. Нет системы управления финансами

Маленькому бизнесу достаточно табличек в Excel и внештатного бухгалтера. Для роста нужна настоящая система управления финансами.

Главный бухгалтер — ваш посредник для взаимодействия с государством и налоговой инспекцией. Он ведёт отчётность и отвечает за документооборот. Для управления денежными потоками понадобится финансовый директор.

Финансовый консультант или директор начинают с внедрения управленческого учёта, чтобы следить за финансами и принимать грамотные решения. Для этого нужны три базовых отчёта:

  • ДДС — отчёт о движении денежных средств;
  • ОПиУ — отчёт о прибылях и убытках;
  • Баланс — соответствие пассивов и активов.

Управленческий учёт позволит избежать кассовых разрывов и увидеть неэффективные направления в деятельности.

Как дальше жить

Все эти ошибки — не клеймо, их можно преодолеть. Достаточно найти ключевую задачу, которую нужно решить в первую очередь. Дайте ответ на вопрос: что нужно решить, без чего остальное не имеет смысла? Найдите системное решение, которое избавит от причин проблем, чтобы они больше не повторялись.

Так, через ключевые системные действия вы преодолеете ошибки и бизнес естественным образом придёт к росту и масштабу.

На вебинаре «12 ШАГОВ УДВОЕНИЯ ПРИБЫЛИ» каждую из ошибок мы разбираем подробно. Подключайтесь. Это бесплатно.