Почему одни растут, а другие — нет? Почему малый бизнес так и остаётся малым, а мечты о большом деле остаются пустыми грёзами? Мы уже много лет наблюдаем за предпринимателями и насчитали шесть системных ошибок, которые сдерживают рост бизнеса.
Делаем работу над ошибками.
Ошибка 1. Бардак в деньгах и проблема с легальностью
Одна из причин, по которой ваш бизнес не растёт, — страх. Вы работаете по серым схемам, принимаете «чёрный нал» и боитесь встречи с налоговой. Подсознание сдерживает рост. Вы не знаете, что будет, если появятся большие контракты, и что делать с большими цифрами. Не прячьте голову в песок, вопросы не исчезнут сами собой.
Чтобы развивать дело, придётся решить базовые задачи:
- зарегистрировать бизнес: выбрать юридической форму (ИП, ООО и т. д.) и систему налогообложения;
- найти способы легальной экономии (государственные субсидии, льготные системы налогообложения).
Без решения этих базовых вопросов вырасти в большую компанию невозможно.
Ошибка 2. «Всё сам»
Проще сделать самому, чем кому-то доверить. Пока бизнес маленький, вы делаете бóльшую часть задач своими силами. Заказываете канцтовары, пишете коммерческие предложения, настраиваете рекламные кампании. В таком случае вы грузчик, курьер, бухгалтер, но не руководитель. Внимание распылено на задачи, которые вы уже давно переросли, но почему-то продолжаете делать сами.
Бизнес, как система, состоит из повторяющихся процессов. И у этих процессов есть уровни, ранги. Если на старте бизнеса вы вынуждены заниматься всем, то для роста неизбежно придётся передать часть функций другим.
Безболезненного решения проблемы нет. Смиритесь с тем, что поначалу другие будут делать хуже, чем вы. Научитесь доверять и передавать свои задачи другим.
На пути к делегированию есть три контрольные точки:
- Станьте Оби-Ваном Кеноби — передайте опыт начинающему сотруднику, подготовьте его.
- Отойдите в сторону. Сдерживайте себя! Не вмешивайтесь, даже если подчинённые терпят неудачи.
- Дайте понятную обратную связь. Объясняйте, почему вы недовольны, в деталях. Неконструктивно сказать лишь: «Это не годится, переделайте». Поясните критерии, по которым оцениваете работу.
Научитесь делегировать и станьте владельцем результата, а не его исполнителем. Переключитесь на процессы своего уровня понимания, которые вынуждают расти и развиваться.
Ошибка 3. Экономия на команде, работа с посредственностями
Специалисты подешевле = отсутствие профессионализма = трата энергии на исправление ошибок = посредственный результат.
Есть тонкая грань в выборе: допустить, что сотрудник вот-вот научится и будет работать лучше, либо найти уже готового специалиста. В этом проявляется искусство чувствовать людей и руководить ими.
Две причины, почему вы до сих пор работаете с дилетантами: 1) ваш авторитаризм — не терпите инициативы и гасите идеи на корню,
2) экономия — банальная скупость.
При этом хороший профессионал — не всегда стоит запредельно дорого. Разница между профессионалом и дилетантом всегда видна по работам, а не по прайсу.
Работа с профессионалами — ключ к масштабу. Профессионалы окупают себя всегда. Они высвободят ваше внимание и время. Не окружайте себя посредственностями, боритесь с серостью.
Ошибка 4. Временные решения или «затычки»
Мы любим находить подручные решения: закрепить скотчем, подвязать верёвочкой, подпереть — всегда находим «костыли» вместо решения.
Признавайтесь, если решаете вопросы так же:
- за ошибки «извиняетесь» скидками и бонусами;
- меняете товар из-за брака, но не внедрили систему контроля качества;
- платите зарплату «на глазок», но так и не создали систему мотивации.
Затычки — это борьба со следствиями, а не устранение причин. Это — сиюминутная реакция вместо изменения системы.
Как перестать наступать на грабли? Ищите решения, которые устранят проблему системно:
- сотрудники регулярно обращаются с одними и теми же уточнениями — напишите инструкцию, чек-лист или регламент;
- теряются заявки и звонки — настройте правильно CRM-систему;
- клиенты путаются в пути к вашему офису — сделайте фото или видеоинструкцию.
Такие решения есть всегда. Но почему-то руководители выбирают сэкономить час на быстром временном решении, зато потом снова и снова тратить время, когда ситуация повторится. Вот и сейчас такой же выбор — устраняйте причины и больше не ставьте затычек.
Ошибка 5. Технологическая отсталость
Многие работают как привыкли: блокнот, ручка, телефон, сарафанное радио и встречи. Но появляются конкуренты, которые растут быстро и необъяснимо. Почему так? Одна из причин — технологическое преимущество.
Площадки для привлечения клиентов «выстреливают» и «сгорают» быстрее, чем вы успеваете произнести слово «трафик». Те, кто использует новые технологии, неизбежно вырываются вперёд.
Ошибка 6. Нет системы управления финансами
Маленькому бизнесу достаточно табличек в Excel и внештатного бухгалтера. Для роста нужна настоящая система управления финансами.
Главный бухгалтер — ваш посредник для взаимодействия с государством и налоговой инспекцией. Он ведёт отчётность и отвечает за документооборот. Для управления денежными потоками понадобится финансовый директор.
Финансовый консультант или директор начинают с внедрения управленческого учёта, чтобы следить за финансами и принимать грамотные решения. Для этого нужны три базовых отчёта:
- ДДС — отчёт о движении денежных средств;
- ОПиУ — отчёт о прибылях и убытках;
- Баланс — соответствие пассивов и активов.
Управленческий учёт позволит избежать кассовых разрывов и увидеть неэффективные направления в деятельности.
Как дальше жить
Все эти ошибки — не клеймо, их можно преодолеть. Достаточно найти ключевую задачу, которую нужно решить в первую очередь. Дайте ответ на вопрос: что нужно решить, без чего остальное не имеет смысла? Найдите системное решение, которое избавит от причин проблем, чтобы они больше не повторялись.
Так, через ключевые системные действия вы преодолеете ошибки и бизнес естественным образом придёт к росту и масштабу.
На вебинаре «12 ШАГОВ УДВОЕНИЯ ПРИБЫЛИ» каждую из ошибок мы разбираем подробно. Подключайтесь. Это бесплатно.