Найти тему

Метод Монтессори - бизнес на детях или их образование?

Метод Марии Монтессори стал для своего времени сенсацией. Но каждая эпоха, как известно, вносит свои коррективы. Сегодня наука знает о человеке и человеческом мозге куда больше, чем в прошлые века. И современная система воспитания детей, на мой взгляд, должна строиться именно на этих знаниях. Сегодня метод Монтессори, как рекламный брэнд, весьма успешно используется в коммерческих целях. Многие согласятся, что «территория для саморазвития» детей, с ярко выраженными умственными и творческими способностями, только в плюс. Но, честно говоря, детей с такой природой мало. Все люди отличаются друг от друга как один «вид» в природе отличается от другого. Меня, как практика, всегда занимали вопросы, каким образом можно научить ребёнка делать дело без применения авторитарных приемов? Как избежать результатов мягкого воспитания, и не взрастить манипулятора на свою голову? Педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 – 1952 гг.) совершила революцию в «дремучем» обществе, которое, в основном, использовало в воспитании детей «кнут и пряник», поэтому её тезисы по саморазвитию нашли такой отклик у прогрессивных людей.

-2

Но сегодняшние молодые родители не стабильны, как в личной жизни, так и в работе: их возможностей на длинные дистанции не хватает. Многие семьи, на старте увлеченные «гуманным» воспитанием детей, в дальнейшем от этого отходят, не задумываясь о том, как такие перемены скажутся на их дальнейшей жизни. После «монтессори-среды», попадая в обычную школу, ребёнок проходит новый круг знакомства с окружающим миром, и адаптация в условиях конкуренции и дисциплины для него бывает весьма болезненна! Все знают, что традиционные школьные требования к этому возрасту совсем другие. Таких примеров у меня - руководителя Детской Академии Театра и Кино немало. Недавно ко мне привели шестилетнего мальчика: через год – в школу, обеспеченная семья, мама «вся в себе» - блещет звёздностью. Передо мной – красивый ребёнок, как многие мальчишки – непоседливый и непослушный. Начинаю беседу и понимаю, что в семье есть проблемы с воспитанием. Узнаю, что с трёх лет мальчик находится в элитном детском саду, где культивируется метод Монтессори, но, по убеждению мамы, наступило время «впустить» в жизнь ребёнка больше движений, музыки и творчества. Я, конечно, пошла навстречу маме на условиях полноценного сотрудничества. Через неделю вся детская группа «кипела» страстями. Мальчик откровенно саботировал коллективные занятия, при звуках музыки зажимал уши и падал на пол, забивался в угол, если его приглашали на танец, а когда дети пели, кричал так, что приходилось останавливать урок.

-3

Я попробовала «договориться» с ребёнком. Сорок минут мы находимся в диалоге. В результате чего делаю открытие: передо мной манипулятор со стажем, который ловко приспособил окружающий мир под своё «не хочу».

-4

А теперь я хочу задать вопрос к страстным поклонникам «свободного воспитания», которые так бурно отреагировали на мою предыдущую статью: как бы вы поступили с таким «чудом природы»? Позже я узнала о методах, которые применяют к детям с такими «симптомами» в элитных детских садах: их просто изолируют от остальных, оправдывая своё «невмешательство» всё тем же методом Монтессори. Ради чего такие жертвы? Ради денег? Я предложила маме мальчика индивидуальные уроки по нашим творческим направлениям, призывая подключиться к решению проблемы семью. Мама откровенно рассмеялась: «У нас нет времени. Моего сына ждёт Нахимовское училище. Военная система сделает из него человека!» Вот такой финальный аккорд!

В каждом ребёнке заложен свой собственный план развития, который, если помочь, может в конечном итоге реализоваться. Но, иногда, если не проявлять активного участия, можно итогов так и не дождаться. Без умения трудиться – ничего не случится! Я уверена - ребёнка надо правильно учить, показывать, рассказывать, объяснять и только потом отпускать в «свободное плавание»!

-5

Человек так устроен, если в детстве ему недодать сказочного мира, он будет искать этот мир в зрелом возрасте и не известно, какие «сказки» он там найдёт. Я встречала состоявшихся творческих людей, которых родители, по разным причинам, не учили музыке. Ах, как потом они (дети и родители) сожалели об этом!

-6

Однажды я предложила родителям научить их детей рисовать, чтобы они чувствовали себя по-настоящему свободными людьми. Идея заключалась в том, что дети через осмысленное открытие «рисовальных возможностей» на примере пейзажей (фото, картин, иллюстраций) осваивают технику и простые живописные приёмы, а затем применяют эти знания в своём творчестве.

-7

Для справки: уроки проходили под музыку со сменой настроения: от минора к мажору и наоборот. Курс состоял из 12 занятий. Каждое - по три часа. Возраст детей от 7 до 9 лет. Все - без выдающихся способностей. Каково же было удивление родителей, когда они увидели работы своих детей! Это были настоящие шедевры…

-8

Тогда мне удалось донести до всех главную мысль: для того, чтобы разбудить в ребенке интерес к делу, которого он не знает, нужно, чтобы он нашёл и открыл главный секрет: как, каким образом это можно сделать. А помощь должна идти от тех, кто знает эти секреты. Простой принцип: я могу рисовать, потому, что знаю, как это делать! Я могу петь, потому, что знаю, как это делать! Я могу говорить, потому, что знаю, как это делать!

Часто я слышу от родителей: моему ребёнку «слон на ухо наступил». Я отвечаю в таких случаях: «А вы этого «слона» лично видели?» Ребёнка можно научить слышать музыку в себе и себя в музыке, если, конечно, запастись терпением, которого нам, взрослым, так не хватает! Сегодня из школы убрали творчество. Система Монтессори детское творчество не приветствует, выполняя другие задачи. Но, господа, к чему мы придём, если перестанем учить своих детей творить. Ведь всё в этом загадочном Мире создано Творцом, имя которого «всуе», мне кажется, стало забываться…

-9

Подписывайтесь на канал, делитесь моими статьями в социальных сетях, давайте обсуждать ваши и мои мысли!

Спасибо за внимание....

Анна Ива