Перевод статьи Кена Миямото "Красная или синяя таблетка", сокращенный вариант.
Когда Нео из «Матрицы» выбирал между синей и красной таблеткой (а по сути – между иллюзиями или реальностью), каждый из нас невольно задавался вопросом – а как бы поступили мы в его ситуации?
Такой вопрос применим и к сценарному миру. Каждый сценарист делает свой выбор.
Синяя таблетка – и утром ты просыпаешься в своей постели, продолжая верить во все, что тебе нравится. Красная – ну что ж, время узнать, как все устроено на самом деле.
Немало сценаристов выбирает синюю таблетку. Она включает в себя веру в следующие утверждения:
- Формат не имеет значения;
- Секретные формулы и beat sheets позволят создать успешный сценарий;
- Год на написание сценария – это нормально;
- Твой первый сценарий готов для продажи;
- Читатели твоего сценария ничего не понимают;
- Большие студии хотят только сиквелы, приквелы, римейки, ребуты и спиноффы;
- Ты можешь продать концепт без сценария;
- Сценарии, написанные по собственной инициативе, возьмут в производство;
- Продать сценарий или быть нанятым, чтобы его написать – это все равно, что выиграть в лотерею;
- Когда ты получишь «Х», все станет легко.
Все эти утверждения выдают новичка – их распространяют все, кому не лень; да и многие из нас верили в те или иные из них, на разных этапах своей жизни. Причина в том, что материалы для обучения, книги-бестселлеры по сценарному мастерству написаны по большей части в 1990-2000х годах, и те, кто по ним обучался, имеют тенденцию сочинять устаревшие истории. Мир уже изменился, и все стало сложнее.
Конечно, приняв красную таблетку, ты не проснешься в колыбели, полной склизкой субстанции, как это было в фильме. Но ты начнешь принимать во внимание некоторые вещи. А именно…
Формат важен
Конечно, история в сценарии – это самая важная вещь. Но худший совет, который ты только можешь получить – «История хорошая, не волнуйся об оформлении».
Формат напрямую влияет на то, как она будет воспринята. Правильное форматирование позволяет вам заострить самые точные и атмосферные моменты вашего сценария, а читателю – не отвлекаться на то, как выглядит текст на экране. Вместо этого они смогут «проигрывать» кино в уме.
И форматирование включает в себя не только правильные отступы от полей. Это еще и о правильной, визуальной лексике и длине описаний.
Не существует секретной формулы идеальной структуры
Существует огромное количество профильной литературы, о том , как написать самый-самый-самый сценарий. Проблема в том, что, дословно следуя рекомендациям, в лучшем случае вы получите весьма среднюю работу. Аудитория быстро учится различать схемы, благо, что следуют им многие.
А вот что действует всегда и безошибочно – так это эмоциональная правда. Тот момент, где зритель стал сопереживать происходящему на экране, запомнится ему лучше всего.
Приучите себя не нарушать сроки работы
Здесь без комментариев – если вам для работы требуется все больше и больше времени, и сроки сдачи материала давно уже прошли – то, скорее всего, вы не являетесь профессионалом.
Не продавайте свой первый сценарий
Да даже и второй. С большой долей вероятности он плох, как и все первые попытки. Что действительно стоит с ним сделать – так это найти профессионала, который даст вам фидбэк. Это могут быть как конкурсы, так и редактора, которые отрецензируют вашу работу за деньги (или по знакомству).
Чужое мнение – это всего лишь мнение (но оно важно)
Чувствовать отторжение к любому критическому мнению о вашем сценарии вполне нормально. Важно перебороть это чувство и понять, что хорошего вы можете извлечь из него, для того, чтобы прокачать свои навыки сценарного мастерства.
Оригинальные истории имеют шанс на жизнь
Да, большие студии хотят развивать франшизы. Это бизнес – они знают, что в сиквелы, ремейки и спиноффы можно вкладывать деньги. Однако это не отменяет того, что новый потенциально сильный проект им также интересен.
Легко впасть в искушение обвинять всех вокруг, что твой сценарий не покупают. Но с другой стороны – а сделал ли ты все для того, чтобы это случилось?
Ты не можешь продать один концепт, без сценария
В 90-х это было возможно. Но не сейчас. Эта схема работает только в том случае, если ты уже написал сценарии нескольких первоклассных кассовых проектов.
Сценарии, написанные по собственной инициативе, скорей всего никогда не будут сняты
Новичку крайне сложно продать такой сценарий. О нем никто не просил; шанс попасть в запросы продюсеров очень низкий. Однако у таких сценариев точно есть одна вполне определенная функция: они помогают вашим заказчикам определиться, стоит ли вас нанимать.
Успех в сценарном мастерстве не имеет ничего общего с лотереей
Да, удачные совпадения случаются. Но шанс чаще выпадает там, где для его появления все подготовлено.
Успех не означает, что станет легко
Кажется, что вот у тебя появится агент, или ты продашь свой первый сценарий, или ты станешь востребованным – и все станет легче. Однако в реальной жизни, после каждого этапа появляются новые проблемы. И для сценариста, каким бы он успешным не был – «зеленый свет» не горит постоянно. Случаются годы-провалы в карьере, заказчики исчезают, возникают юридические проблемы.
Не стоит верить, что если у тебя один раз получилось – то так будет всегда. Добро пожаловать в реальный мир.
Иногда все это звучит так, как будто успех почти невозможен. Все против тебя. Но кто-то должен выигрывать. Каждый сценарист, который получает тот или иной приз на церемониях награждений, прошел через все это, из той позиции, где ты сейчас – ведь когда-то они выбрали красную таблетку.
Читать полностью в оригинале: https://screencraft.org/2019/05/17/do-you-want-to-take-the-blue-or-red-screenwriting-pill/