Америка обожает своих маньяков. Только в США умудрились развернуть целую отрасль поп-культуры, основанную на биографиях реальных убийц. Про них снимают фильмы, пишут художественные и документальные книги, выпускают майки с их изображениями. Что это - побочный эффект капитализма или слепое одобрение любого "селф-мейд" персонажа? Вспомним фильмы про самых известных душегубов и их истории.
В 2019 году на экраны выходит фильм "Красивый, плохой, злой" по мотивам жизни самого резонансного серийного убийцы в США. С чем был связан резонанс? Случаи, когда маньяк женат, у него есть дети, и он ведет вполне благообразную жизнь, не редки. У Чикатило вон тоже была жена. Но Тед Банди выделяется на общем фоне тем, что был харизматичен и, говорят, красив. А еще сам вел свою защиту на суде. Да и разоблачение его связано с жуткой пикантной подробностью: по следам зубов на ягодице одной из жертв удалось вычислить личность убийцы.
Очевидны попытки создателей сериала придать ему положительные коннотации. Название - реминисценция на культовый вестерн "Хороший, плохой, злой" 1966 года с Клинтом Иствудом. Напомню, персонаж там - суровый, но положительный. Неслучаен и выбор на роль Теда Банди американского любимчика Зака Эфрона. Во-первых, действительно похож, во-вторых, очарователен в роли убийцы. Эрос и Танатос - все, как положено. Меж тем жертвами Банди стали 30 (доказанных) человек, а по некоторым данным - больше ста. Можно, конечно, быть очень умным, харизматичным и привлекательным, но когда творишь такие зверства, по-моему это должно немного отрезвлять восхищенную американскую публику. Но нет.
Образ Банди прочно укоренился в кинематографе. Про него сняли "Адское наследие" в 2010 году (оригинальное название Bundy: An American Icon, даже выдумывать ничего не стали), «Незнакомец рядом со мной» в 2003, «Осторожный незнакомец» в 1986, «Потрошитель» в 2002, и еще масса упоминаний в популярной культуре от "Южного парка" до песен группы «Slayer».
Вторым по "популярности" маньяком Америки является Джеффри Дамер. И он - почти полная противоположность Банди в народном восприятии. Банди убивал исключительно девушек, Дамер - мужчин и юношей. Стоит ли говорить, что Банди был дамским угодником, а Дамер озлобленным геем. Банди обожала публика (за исключением семей его жертв), Дамера ненавидели все - от собственной матери до сокамерников, которые в итоге убили его, не дожидаясь решения суда. Общая деталь: оба любили употреблять части своих жертв в пищу.
Его биография также стала основой для множества фильмов: "Мой друг Дамер" 2017, "Тайная жизнь: Джеффри Дамер" 1993, "Дамер против Гейси" 2010, "Растя Джеффри Дамера" 2006, "Файлы Джеффри Дамера" 2012 (на мой взгляд, лучшая из попыток разобрать мотивы и психологию убийцы). Но самый примечательный, пожалуй, фильм "Палач Дамер" 2002 года. Собственно, примечателен он тем, что главную роль в нем играет Джереми Реннер - будущий Соколиный глаз.
Особняком в этом списке стоит фигура Джона Гейси. Именно этому маньяку мы обязаны образом злого клоуна Пеннивайза из романа Стивена Кинга "Оно". На его счету жизни 33-х молодых людей, в том числе нескольких подростков. Во время очередного бракоразводного процесса гомосексуалист-Гейси, дабы сгладить стресс, устраивается аниматором, где примеряет клоунский костюм, который впоследствии станет его визитной карточкой.
Это наиболее наглядный пример любви американцев к шоу, даже таким, которые основаны на страшных, но реальных событиях. Мало того, что сам убийца выбрал себе такой карнавальный образ. Он еще и живописью, сидя в тюрьме, занялся. Его картины активно покупались из-за решетки и до сих пор выставляются в некоторых частных галереях. После исполнения смертельного приговора посредством смертельной инъекции в 1994 году, наблюдатели закатили вечеринку прямо рядом с тюрьмой. Там же активно продавались сувениры и прочий мерч в честь убийцы. Воистину, умение делать из всего деньги и шоу - отличительная черта нации.
Разумеется, кинематограф не обошел своими вниманием персонажа Гейси. Еще прижизненно в 1991 году был снят фильм «Поймать убийцу». Затем «Могильщик Гейси» в 2003 году, в 2010 году «Уважаемый мистер Гейси» и «Дамер против Гейси», который я уже упоминала.
Америке не хватает собственных маньяков, поэтому она не брезгует и чужими. Тем более такими жуткими как Чикатило. Тем более выходцами из "Империи зла". Про тяжелое детство и последующие зверства этого персонажа я рассказывать не буду - в Интернете достаточно информации, да и не хочется лишний раз смаковать. Скажу только, что российские кино- и теле-деятели снимали по мотивам его биографии почти исключительно документальные фильмы. Да, степень желтизны в них разная, но мифологизировать Чикатило никому на ум не пришло. Кроме, заокеанских коллег.
В 2004 году вышел фильм «Эвиленко». В измененной фамилии Evilenko авторы "изящно" замаскировали слово "evil" - зло. А еще привлекли на главную роль Малькольма Макдауэлла, главная роль которого - Алекс из "Заводного апельсина", тоже персонаж с приступами беспричинной агрессии. Всё о понимании психологии маньяка. Вот есть зло и оно делает свои злые дела. Как в "Зловещих мертвецах". Справедливости ради надо сказать, что фильм - итальянский. Но не остались в стороне от темы и американцы.
В 1995 году выходит фильм «Гражданин Икс» с Дональдом Сазерлендом, между прочим, в роли сыщика, за которую он нормировался и выиграл "Золотой глобус". В 2004 году — «Фунт плоти», где фигурирует женский персонаж Саша Чикатило, а в 2015 — «Номер 44», снятый по книге Тома Роба Смита, в которой он использовал убийства Чикатило как основу сюжета.
Я привела самые яркие примеры. Но не забывайте также про Зодиака и Генри Ли Лукаса, позаимствованных британских персонажах - Джека-Потрошителя, Бёрка и Хэри, многочисленных реальных, но безымянных серийных убийцах (как, например, в фильме "Город, который боялся заката"), и не менее многочисленных документальных фильмах (например, "Серийные убийцы: реальные Ганнибалы Лекторы"). Все эти картины идут в копилку американского почти детского любопытства по отношению к смерти. Интерес этот рожден сытостью и тем, что про смерть, тем более насильственную, интересно читать и смотреть, только когда абсолютно уверен в том, что это про соседа, но точно не про тебя. Что ж, такая наивность простительна народу, не переживавшему крупных войн на своей территории, а также народу, который придумал кинематограф в том виде, в котором мы его знаем.
Спасибо, что дочитали!
Рекомендую также:
Почему фильмы ужасов - это лучшее, что случилось с нами в 80-е?