Найти тему

Почему Америка так любит своих маньяков и не брезгует чужими?

Америка обожает своих маньяков. Только в США умудрились развернуть целую отрасль поп-культуры, основанную на биографиях реальных убийц. Про них снимают фильмы, пишут художественные и документальные книги, выпускают майки с их изображениями. Что это - побочный эффект капитализма или слепое одобрение любого "селф-мейд" персонажа? Вспомним фильмы про самых известных душегубов и их истории.

Зак Эфрон в роли Теда Банди в "Красивый, плохой, злой", 2019
Зак Эфрон в роли Теда Банди в "Красивый, плохой, злой", 2019

В 2019 году на экраны выходит фильм "Красивый, плохой, злой" по мотивам жизни самого резонансного серийного убийцы в США. С чем был связан резонанс? Случаи, когда маньяк женат, у него есть дети, и он ведет вполне благообразную жизнь, не редки. У Чикатило вон тоже была жена. Но Тед Банди выделяется на общем фоне тем, что был харизматичен и, говорят, красив. А еще сам вел свою защиту на суде. Да и разоблачение его связано с жуткой пикантной подробностью: по следам зубов на ягодице одной из жертв удалось вычислить личность убийцы.

Тед Банди во время слушаний по своему делу
Тед Банди во время слушаний по своему делу

Очевидны попытки создателей сериала придать ему положительные коннотации. Название - реминисценция на культовый вестерн "Хороший, плохой, злой" 1966 года с Клинтом Иствудом. Напомню, персонаж там - суровый, но положительный. Неслучаен и выбор на роль Теда Банди американского любимчика Зака Эфрона. Во-первых, действительно похож, во-вторых, очарователен в роли убийцы. Эрос и Танатос - все, как положено. Меж тем жертвами Банди стали 30 (доказанных) человек, а по некоторым данным - больше ста. Можно, конечно, быть очень умным, харизматичным и привлекательным, но когда творишь такие зверства, по-моему это должно немного отрезвлять восхищенную американскую публику. Но нет.

Финал его истории
Финал его истории

Образ Банди прочно укоренился в кинематографе. Про него сняли "Адское наследие" в 2010 году (оригинальное название Bundy: An American Icon, даже выдумывать ничего не стали), «Незнакомец рядом со мной» в 2003, «Осторожный незнакомец» в 1986, «Потрошитель» в 2002, и еще масса упоминаний в популярной культуре от "Южного парка" до песен группы «Slayer».

Джеффри Дамер
Джеффри Дамер

Вторым по "популярности" маньяком Америки является Джеффри Дамер. И он - почти полная противоположность Банди в народном восприятии. Банди убивал исключительно девушек, Дамер - мужчин и юношей. Стоит ли говорить, что Банди был дамским угодником, а Дамер озлобленным геем. Банди обожала публика (за исключением семей его жертв), Дамера ненавидели все - от собственной матери до сокамерников, которые в итоге убили его, не дожидаясь решения суда. Общая деталь: оба любили употреблять части своих жертв в пищу.

Постер фильма "Палач Дамер", 2002
Постер фильма "Палач Дамер", 2002

Его биография также стала основой для множества фильмов: "Мой друг Дамер" 2017, "Тайная жизнь: Джеффри Дамер" 1993, "Дамер против Гейси" 2010, "Растя Джеффри Дамера" 2006, "Файлы Джеффри Дамера" 2012 (на мой взгляд, лучшая из попыток разобрать мотивы и психологию убийцы). Но самый примечательный, пожалуй, фильм "Палач Дамер" 2002 года. Собственно, примечателен он тем, что главную роль в нем играет Джереми Реннер - будущий Соколиный глаз.

Джереми Реннер в роли Джеффри Дамера
Джереми Реннер в роли Джеффри Дамера

Особняком в этом списке стоит фигура Джона Гейси. Именно этому маньяку мы обязаны образом злого клоуна Пеннивайза из романа Стивена Кинга "Оно". На его счету жизни 33-х молодых людей, в том числе нескольких подростков. Во время очередного бракоразводного процесса гомосексуалист-Гейси, дабы сгладить стресс, устраивается аниматором, где примеряет клоунский костюм, который впоследствии станет его визитной карточкой.

Джон Гейси в одном из своих клоунских нарядов
Джон Гейси в одном из своих клоунских нарядов

Это наиболее наглядный пример любви американцев к шоу, даже таким, которые основаны на страшных, но реальных событиях. Мало того, что сам убийца выбрал себе такой карнавальный образ. Он еще и живописью, сидя в тюрьме, занялся. Его картины активно покупались из-за решетки и до сих пор выставляются в некоторых частных галереях. После исполнения смертельного приговора посредством смертельной инъекции в 1994 году, наблюдатели закатили вечеринку прямо рядом с тюрьмой. Там же активно продавались сувениры и прочий мерч в честь убийцы. Воистину, умение делать из всего деньги и шоу - отличительная черта нации.

Картины Д. Гейси
Картины Д. Гейси
Картины Д. Гейси
Картины Д. Гейси

Разумеется, кинематограф не обошел своими вниманием персонажа Гейси. Еще прижизненно в 1991 году был снят фильм «Поймать убийцу». Затем «Могильщик Гейси» в 2003 году, в 2010 году «Уважаемый мистер Гейси» и «Дамер против Гейси», который я уже упоминала.

А.Р. Чикатило
А.Р. Чикатило

Америке не хватает собственных маньяков, поэтому она не брезгует и чужими. Тем более такими жуткими как Чикатило. Тем более выходцами из "Империи зла". Про тяжелое детство и последующие зверства этого персонажа я рассказывать не буду - в Интернете достаточно информации, да и не хочется лишний раз смаковать. Скажу только, что российские кино- и теле-деятели снимали по мотивам его биографии почти исключительно документальные фильмы. Да, степень желтизны в них разная, но мифологизировать Чикатило никому на ум не пришло. Кроме, заокеанских коллег.

Малкольм МакДауэлл в роли Андрея Романовича Эвиленко
Малкольм МакДауэлл в роли Андрея Романовича Эвиленко

В 2004 году вышел фильм «Эвиленко». В измененной фамилии Evilenko авторы "изящно" замаскировали слово "evil" - зло. А еще привлекли на главную роль Малькольма Макдауэлла, главная роль которого - Алекс из "Заводного апельсина", тоже персонаж с приступами беспричинной агрессии. Всё о понимании психологии маньяка. Вот есть зло и оно делает свои злые дела. Как в "Зловещих мертвецах". Справедливости ради надо сказать, что фильм - итальянский. Но не остались в стороне от темы и американцы.

Постер фильма "Гражданин Х", 1995
Постер фильма "Гражданин Х", 1995

В 1995 году выходит фильм «Гражданин Икс» с Дональдом Сазерлендом, между прочим, в роли сыщика, за которую он нормировался и выиграл "Золотой глобус". В 2004 году — «Фунт плоти», где фигурирует женский персонаж Саша Чикатило, а в 2015 — «Номер 44», снятый по книге Тома Роба Смита, в которой он использовал убийства Чикатило как основу сюжета.

Я привела самые яркие примеры. Но не забывайте также про Зодиака и Генри Ли Лукаса, позаимствованных британских персонажах - Джека-Потрошителя, Бёрка и Хэри, многочисленных реальных, но безымянных серийных убийцах (как, например, в фильме "Город, который боялся заката"), и не менее многочисленных документальных фильмах (например, "Серийные убийцы: реальные Ганнибалы Лекторы"). Все эти картины идут в копилку американского почти детского любопытства по отношению к смерти. Интерес этот рожден сытостью и тем, что про смерть, тем более насильственную, интересно читать и смотреть, только когда абсолютно уверен в том, что это про соседа, но точно не про тебя. Что ж, такая наивность простительна народу, не переживавшему крупных войн на своей территории, а также народу, который придумал кинематограф в том виде, в котором мы его знаем.

Спасибо, что дочитали!

Рекомендую также:

Почему фильмы ужасов - это лучшее, что случилось с нами в 80-е?