Найти в Дзене
Анна Спивак

"Не молодец", или как мы понижем самооценку наших детей.

Ты такой молодец!

Ты умница! Настоящий шедевр нарисовал!

И повисли ярлыки на ушах неокрепших детских детских душ! Исследования показывают, что 80% родителей хвалят детей, чтобы они выросли успешными и уверенными в себе!

Вообще, звучит логично! Вся логика в том, что все так делают, а правильно или нет-поживем, узнаем.

Я сама так делала, пока не увидела, как мой "гениальный" ребенок стал легко сдаваться и отказываться от выполнения не совсем трудных задач.

Профессор психологии в Стэнфордском университете Кэрол Дуэк более, чем 20 лет занимается изучением учеников, пытаясь понять, почему одни добиваются успеха в жизни, а другие нет, не зависимо от оценок.

В чем разница лидеров и неудачников и что или кто их такими делает, если интеллектуальные способности у них одинаковые?

И она это сделала!

Провела множество исследований, которые научно доказали существование двух установок:

1. Установка на Данность

2 Установка на Рост

Мы есть то, что мы мыслим!

Как говорил Генри Форд: Если ты считаешь, что можешь-ты прав! Если считаешь, что не можешь-ты тоже прав!"

1. Установка на данность-установка, которая формируется у ребенка с рождения и означает, что он обладает какими-то определенными качествами, а именно: умом, талантом и все, что ему остается делать с этим богатством-это доказывать всем, что количество этого ума довольно велико и ни в коем случае нельзя показать его отсутствие, у гения нет права на ошибку! Представьте теперь уровень тревоги ребенка? Как тут стать миллионером?

Как это выглядит? Когда вы называете ребенка умным, красивым-вы вешаете на него ярлык, некий колокольчик со свинцовым языком, который будет всю жизнь тянуть его к земле! Всю жизнь ему придется доказывать всем, что при рождении ему раздали "флеш рояль", а в тайне и глубине души он будет страдать от того, что на руках у него всего пара десяток.

Представьте сейчас сколько ваших знакомых доказывает в 30-40 лет всем окружающим, что они молодцы?

Вытекает вопрос-КАК ХВАЛИТЬ?

У должна сформироваться установка на рост.

2. Установка на рост!

Люди с этой установкой не считают себя особенными ребятами, внутри них живет твердое убеждение, что любые качества вполне поддаются культивированию, если только к этому приложить усилия!

Благодаря стараниям и приобретенным знаниям каждый способен меняться и развиваться! Эту фразу можно выучить...

Люди с такой установкой не скрывают от всех свои недостатки-он их преодолевают и это самая большая разница между двумя установками! Здесь энергия человека направлена на развитие, а не на способы преодоления внутренней тревоги.

Детей хвалят в первую очередь за старания и усилия, которые приложил ребенок! Хвалят за то, что он не сдался! Ведь именно это умение будет актуально для ребенка всю жизнь! Ни шага назад, на шага на месте!

Пример:

Ребенок принес рисунок родителям, ему очень важно увидеть вашу обратную связь! Родителям ребенок верит больше всего! Мы не оцениваем и не называем его красивым! Важно, что бы ребенок внутренне сам себя похвалил!

"Смотри, какие ровные линии! Какие цвета! Ты старался похоже? Какие лучики у солнышка получились!" Пока вы это говорите ребенок понимает, что вам нравится, этого достаточно! Никаких ярлыков!

Ребенок сам может сделать внутренний вывод-значит я рисую красиво! Именно эти слова и есть внутренняя похвала! Именно она останется с ним на всю жизнь! Если конечно у вас нет цели, чтобы ребенок бежал к вам за вашей оценкой через 30 лет и спрашивал: "Мама, а я молодец?"

Именно этот внутренний диалог и есть основа уверенности в себе и своих силах!

Эксперимент:

Собрали 2 группы школьников. Одну группу хвалили за проявленные способности: Надо же, ты получил 80 баллов! Должно быть ты действительно в этом разбираешься! (ярлык)

"Я такой талантливый, подумал про себя ребенок"

Вторую группу школьников хвалили за предпринятые усилия: Надо же, ты получил 80 баллов! Это очень хороший показатель, наверное ты очень старался? Не сдался когда это было трудно?(установка на рост)

В чем отличия?

Этим детям не говорили, что они обладают какими-то особыми талантами, их хвалили за то, что они сделали все необходимое для успеха.

Итог эксперимента:

1. Те, кого хвалили за талант стали хуже справляться с более сложными задачами или вообще отказывались от них. Дети всячески избегали ошибок. Далее решая легкие задачи, за которые они в начале получали по 80 баллов, он хуже справились с заданием. Искусственно понижая свой интеллект.

2. Те, кого хвалили за усилия и упорство с интересом и вызовом брались за более сложные задачи. Легче справлялись с неудачами. если не могли решить. В конце эксперимента дети показали более высокий уровень интеллекта. Изначально обе группы были одинаковыми по уровню интеллекта.

Вывод:

Мы своими словами сами понижаем стремление к знаниям наших детей. Вот такая игра слов ценою успешности собственного ребенка! Представьте, что ребенок стоит перед высокой горой. Вы подходите к нему, говорите ему что-то, и у него словно вырастают крылья за спиной. Он преодолевая страхи и сомнения летит ввысь! (установка на рост)

Другая ситуация. Вы с установкой на данность подходите все к тому же ребенку, который стоит перед высокой горой. Вы уже смотрите на него как на орла с крыльями и вас удивляет, почему он еще не на горе!? Ведь у него есть крылья! Очень большие! Ребенок думает про себя: "Я неудачник, у меня есть крылья, а я стою и боюсь. Сейчас это все поймут, это провал!" И самооценка полетела камнем вниз.