Найти в Дзене

Интернет-торговля: когда выдать чек и как не выдавать вовсе

В общем случае интернет-продавцы должны применять онлайн-кассы при расчетах. При этом в отношении расчетов, производимых платежными картами, по мнению контролирующих ведомств, это надо делать уже сейчас. При оплате иными электронными средствами платежа (например, через мобильное приложение банка или через Сбербанк Онлайн, электронный кошелек, Яндекс.Деньги, WebMoney и т.д.) применяется отсрочка до 1 июля 2018 года.

Подтверждение: письма Минфина России № 03-01-15/51285 от 10 августа 2017 г., № 03-01-15/49942 от 4 августа 2017 г., № 03-01-15/44931 от 14 июля 2017 г., № 03-01-15/11635 и № 03-01-15/11627 от 1 марта 2017 г., ФНС России № ЕД-3-20/1911 от 21 марта 2017 г.

Однако в связи с неудобством разделения расчетов по картам и другим электронным средствам платежа многие интернет-продавцы уже обзавелись ККТ.

При этом, по мнению контролирующих ведомств, обязанность по пробитию чека при интернет-оплате возникает с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств кредитной организацией покупателя (письма Минфина России № 03-01-15/15016 от 12 марта 2018 г., № 03-01-15/28293 от 10 мая 2017 г., № 03-01-15/3480 от 25 января 2017 г., ФНС России № ЕД-4-20/1850 от 2 февраля 2017 г.).

То есть упрощенная схема выглядит так:

1. Покупатель оплачивает товар онлайн.

2. Интернет-магазину приходит уведомление от провайдера электронных платежей о том, что средств на счете клиента достаточно для покупки, и они будут списаны.

3. ККТ, установленная в интернет-магазине, формирует электронный чек и отправляет его покупателю. Для этого применяется специальная ККТ для интернет-торговли, которая не печатает чеки, а передает их в электронном виде.

4. Деньги за товар от провайдера поступают на счет магазина, но позже. Когда именно – зависит от условий договора с провайдером.

Мы знаем, что на практике не все провайдеры электронных платежей присылают уведомления продавцам. Возникают проблемы и с идентификацией покупателей, которым нужно выставить электронные чеки. Но, как говорится, тут все зависит от Вас.

В интересах продавца соблюдать нормы закона о ККТ и не нарушать права потребителей. Поэтому можно выбрать: либо заплатить за техническое "докручивание" кассы (ее синхронизацию по всем звеньям расчетов), либо искать добросовестного провайдера электронных платежей, либо кардинально менять форму расчетов за интернет-покупку.

Причем перевод расчетов в "безналичное пространство", когда продавец дает лишь квитанцию для оплаты покупателем в банке, не решит проблему. По мнению Минфина России и ФНС России такие расчеты тоже требуют применения ККТ с 1 июля 2018 года (письма Минфина России № 03-01-15/52356 от 15 августа 2017 г., № 03-01-15/26324 от 28 апреля 2017 г., ФНС России № ЕД-3-20/4592 от 6 июля 2017 г.). Причем момент пробития чека в этом случае также не имеет достаточного законодательного регулирования.

По закону чек нужно выбить в момент расчета, не позднее, чем через 5 минут (п. 1 ст. 4.3, п. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г.). Поэтому для соблюдения этого требования, скорее всего, потребуется строить свои отношения с банком либо по схеме моментального зачисления на счет предпринимателя, либо хотя бы с предупреждением о входящих платежах. Контролирующие ведомства считают, что об этом каждый продавец вправе договориться с кредитно-финансовой организацией сам.

Не самым лучшим способом расчетов является и получение оплаты через курьера, доставившего товар. В этом случае, если курьерская служба сторонняя, курьера потребуется снабдить POS-терминалом, принадлежащим интернет-магазину и, чтобы все было в порядке, включить в договор условие о передаче такой техники (предусмотреть порядок ее эксплуатации) и об ответственности за возможный ущерб от потери (поломки) и (или) ее неприменения курьером, производящим доставку (п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). И так с каждым новым курьером, который в момент расчета с покупателем пробьет чек на вашей онлайн-ККТ.

Аналогично при продажах через агента, если он будет действовать от имени интернет-магазина (письма Минфина России № 03-01-15/88342 от 29 декабря 2017 г., № 03-01-15/55897 от 31 августа 2017 г., № 03-01-15/40935 от 28 июня 2017 г., № 03-01-15/40923 от 28 июня 2017 г., № 03-01-15/39999 от 26 июня 2017 г.).

В результате для решения проблемы интернет-оплаты путем изменения способа расчетов и упразднением обязанности по применению ККТ остается только два варианта:

Но тут приобретает значение цена вопроса, ведь, скорее всего, сумму вознаграждения посредника потребуется заложить в цену товара, а это приведет к удорожанию ассортимента;

  • либо собирать платежи через платежного агента. А здесь надо быть еще внимательнее, поскольку не все те, кто называет себя платежными агентами, являются таковыми. Напомним: платежный агент может заниматься только деятельностью по приему платежей, он не может помимо этого искать для продавца клиентов или доставлять товары как курьер.

Кроме того, расчеты с платежным агентом возможны только через спецсчет, который должен быть и у платежного агента, и у интернет-магазина, работающего с ним (п. 3 ст. 2, п. 5, 12, 14, 18 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ от 3 июня 2009 года, п. 1 ст. 1.2, ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г., Определение Верховного суда РФ № 302-АД16-16468 от 10 апреля 2017 г., письмо Минфина России № 03-01-15/15693 от 14 марта 2018 г.). В результате опять не все так просто.

Итог можно подвести такой: в применении онлайн-ККТ до сих пор множество вопросов. Будем надеяться, что хотя бы к 1 июля 2019 года (когда уже все отсрочки по применению касс закончатся для всех) большая часть из них найдет свое однозначное решение.

Однако пока озадачиться данными проблемами придется бизнесу, иначе от штрафа не уйти. Поэтому верным будет максимально выполнять требования законодательства путем выбора наиболее приемлемого варианта расчетов с точки зрения как "экономики", так и удобства для клиента.