Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что современные автоматические или, точнее сказать, гидромеханические коробки передач не рассчитаны на те бешенные пробеги, что закладывались при проектировании раньше. Многие "древние" четырехступенчатые коробки передач при щадящих настройках (на том же популярном Ford Focus II, например, Hyundai Accent, Getz, Sonata, Elantra, Mitsubishi, Suzuki, Toyota и так далее) могут проезжать по полмиллиона километров и даже больше с минимальными вложениями в них.
Современные же коробки, как правило, ограничены ресурсом в 200-300 тысяч км. Например, ресурс коробки 6-ступенчатого автомата от Aisin, который в том или ином виде с разными "колоколами" и прошивками ставится на те или иные модели Toyota, Nissan, Suzuki, Mitsubishi, Mazda, Isuzu, Ford, GM, Peugeot, Honda, Chrysler, Volvo, BMW, Opel, Renault, Audi, Hyundai, Kia заложен на уровне 300 000 км пробега. Иногда производители, маркетологами и дилеры несут всякую дичь по поводу того, что коробка якобы разработана собственными усилиями, но, если начать копать, окажется, что в большинстве случаев, в основе-таки японская айсиновская коробка (так что не верьте Ford и VW).
Но вернемся к ресурсу и к тому, что по этому поводу говорил на одном из семинаров господин Ката Сан - вице-президент компании Aisin Europe. Думаю, что этот человек знает, о чем говорит и ему можно верить. Речь шла о 6-ступенчатых автоматических трансмиссиях.
1. При проектировании 6-ступенчатого автомата инженеры закладывали ресурс в 300 000 км. На практике при правильном обслуживании и бережной эксплуатации коробки ходят и полмиллиона километров.
Лично для меня сей факт был несколько неожиданным, потому как редкая современная коробка столько выхаживает. То, что подразумевается под бережной эксплуатацией примерно понятно, а вот, что имеется в виду под правильным обслуживанием Ката Сан расшифровал.
2. Под правильной эксплуатацией понимается то, что менять масло в коробке надо каждое второе ТО, то есть раз в 20 000 км (!). Вот это настоящий нежданчик. Обычно все говорят о рекомендациях менять масло раз в 60 000 км, а тут в три раза чаще. Теперь становится понятным, как достигаются эти самые заложенные 300 и больше тысяч километров пробега.
И теперь уж точно должно стать понятным, что рассказы дилеров о том, что современные коробки необслуживаемые и масло в них рассчитано на весь срок службы (читай - гарантийный период) - это не более, чем сказки маркетологов для лохов.
В цифре 20 000 км, кстати, есть логика. Раньше, когда АКПП были проще, работали в простых режимах, без проскальзывающих фрикционов и в режимов полублокировки, а производители и дилеры честнее, рекомендуемый интервал замены масла был 60 тысяч километров. По мере увеличения числа передач и усложнения режимов работы АКПП масло (трансмиссионная жидкость) естественным образом загрязняется быстрее - больше продуктов износа, поэтому интервал замены и сокращается.
3. Ещё одна важная вещь касается того, что лить в коробку. И тут опять не обошлось без происков маркетологов. Обычно нам говорят, что в коробку надо лить только фирменное масло производителя. Не дай бог смешать масла разных производителей и залить в коробку Toyota масло Mitsubishi.
Как оказалось, всё это бред сивой кобылы. Если коробки принципиально одинаковые (могут иметь разные "колокола", прошивки, системы управления), то они собираются на одном конвейере и масло во все заливается одно и то же. Одно и то же!
Это говорит о том, что при замене можно лить любое масло с нужным допуском. То есть в коробки, которым прописано лить T-WS (Тойота, Фолькс и другие) можно смело заливать Т4. И наоборот. И эти жидкости можно смешивать (!), хотя многие официалы и даже неофициалы считают это смертным грехом.
4. Ну ещё одна неофициальная рекомендация. Лучше покупать трансмиссионную жидкость ATF в жестяных банках, а не в пластиковых канистрах. В пластике подделывают чаще.
Ещё полезно знать:
Как пользоваться кондиционером и климат-контролем в машине, чтобы не простудиться