Найти тему

Мечтают ли андроиды? Plastic Memories


プラスティック・メモリーズ 

Жанр: комедия, романтика, sci-fi, трагедия
Выходил: апрель ― июнь 2015
Английское название: "Plastic Memories"
Русское название: "Синтетические воспоминания"
13 серий
Оценка: 7-8 из 10
プラスティック・メモリーズ Жанр: комедия, романтика, sci-fi, трагедия Выходил: апрель ― июнь 2015 Английское название: "Plastic Memories" Русское название: "Синтетические воспоминания" 13 серий Оценка: 7-8 из 10

Есть такая хохмочка. Обрезанные цитаты. Типа: "Родила царица в ночь не то". Так вот:
Мечтают ли андроиды?

В недалёком, судя по всему, будущем робототехника сделала мощный рывок вперёд и андроиды получили огромное распространение. А корпорация SAI наладила выпуск особых, названных "гифтиями" (от английского слова gift — подарок), которые на первый, второй, и девяносто девятый взгляд от человека не отличаются. Лишь два момента: время от времени им надо посидеть в специальном креслице — подзарядить батарейки. И срок годности у них — 10 лет, жёстко лимитированный. После чего начинается распад личности. А поэтому — перед истечением этого срока надобно их забрать и переформатировать. Чем и занимается терминальный отдел всё той же SAI. Вот, в этот отдел (на самом деле не шибко успешный и популярный) и попадает (и то не без блата) восемнадцатилетний Мизугаки Цукаса. Которому теперь предстоит заниматься этим своеобразным делом в паре с безумно симпатичной гифтией Айлой.

Все знают, что я чудовищно неравнодушна к ИИ, механистам и андроидам, особенно женского пола. Причём началось это ещё до анимэ, пожалуй — натурально с "Мечтают ли андроиды об электроовцах" Филиппа К. Дика, а в особенности с гениальнейшей экранизации (которая во многом выворачивает книгу наизнанку) "Blade Runner". Ну и дальше мне везло. Так что если мне что-нибудь такое в описании обещают — для меня это как "иди сюда, птичка, здесь много вкусного!"

По сложившейся традиции начну с технических моментов. Собственно про это сказать практически ничего и не получится. Музыки внутри сериала практически нету, опенинг и эндинги вполне хорошие, но не особые. Впрочем, певицу опенинга Сасаки Эри я для себя запомнила. Кстати, она ещё и дивная красавица.

Нарисован он весьма консервативно, что меня очень радует. Но тоже не могу сказать, что как-то по-особенному. То есть всё рисовали довольно симпатично, но без особого напряжения. К примеру — причёски у нас тут абсолютно пластиковые, волосы двигаются только когда их сушат и расчёсывают. Но вот режиссура не подкачала: есть и смены одежды, и столь любимые мной акцентные кадры, в которых какая-то малозначительная по идее вещь вдруг передаёт кучу смыслов. Так что в результате тут всё тоже вполне хорошо.

А что же плохо? А плохо здесь с комедией и персонажами. Причём с персонажами плохо в двух смыслах. Во-первых, они все утрированные. То есть если Айла у нас моэ — то она моэ-кудере вообще: маленькая, неуклюжая и замкнуто-неразговорчивая до предела. И если у нас Мичиру — ревнивая цундерекко, то она то запредельно мила, то столь же запредельно выходит из себя.

В этом же и проблема с комедией. Комедийные моменты штампованы столь же запредельно. И столь же бестолково. Скажу сразу: лично мне смешно не было. Вообще, ну ни единого случая, чтобы я хихикнула. Все комедийные моменты я просматривала либо спокойно, либо со злостью, желая дать живительных пинков... обычно — главгерою и в особенности Ясутаке. Впрочем, с последним за меня очень неплохо управляется его очаровательная напарница Шерри. Кстати, мне она действительно весьма нравится, не только спокойно-строгим, но способным на суровые действия характером, но и её лёгкий, но совершенно шикарный макияж примерно в фуксию с чёрным меня приводил в восторг.

В общем, с комедией тут не задалось. Во время повторного просмотра я комедийные моменты чаще всего вообще проматывала.

Ещё один неприятный момент — это ключевая фантастическая условность. Если у Дика необходимость утилизации андроидов после определённого срока объяснялась устройством их нервной системы, её ускоренным изнашиванием (помните обалденную сцену в конце фильма, где Рой прокалывает себе руку чтобы простимулировать теряющие чувствительность нервы и вернуть подвижность пальцам?) - то здесь это какая-то странная хрень с операционной системой. Типа ошибка накапливается, и андроида нужно переформатировать. А после этого — можно "накатить" ОС по-новой и получить новую личность без воспоминаний в том же теле. Уж коль скоро это именно ОС — то извините. Да, баги накапливаются. И да, душа человека в значительной степени формируется его жизненным опытом, сиречь воспоминаниями. Но если у нас ОС — то ничто не мешает держать воспоминания на отдельном разделе в виде некоей базы данных, а ОС к ней обращается. То есть в результате мы форматируем системный раздел, "заливаем" туда ОС по-новой и цепляем к ней существующую БД. Получаем несколько другую личность, но с теми же воспоминаниями. В общем, кривовато придумано.

Но внимательные читатели уже зацепились. Так зачем же, если тут всё так от "не особо" до "не задалось" и "кривовато" Яка смотрела этот сериал аж дважды?

А дело тут в трёх моментах. Один — чисто технический. Называется "сейю". Причём в большинстве своём я на этих сейю внимания не обращала раньше, да и так вдохновлена, чтобы запомнить их не была, но играли они все хорошо. Но была и парочка, которую я знаю (и узнаю с первых слов) уже давно. И если Уесака Сумирэ-сан — это просто хорошо и замечательно, то Ното Мамико-сама — это для меня уже всё, как то самое "иди сюда, птичка".

Второй и третий переплетены между собой. Это не-комедийная часть сюжета. Несложно догадаться, что между Цукасой и Айлой возникает любовь. Он-то вообще влюбился с первого взгляда, незадолго до прихода на работу столкнувшись с Айлой в лифте. И, конечно, немало обалдел, через пару дней получив её в напарницы.

Кстати, в сторону: интересно, что в сериале только одна рабочая пара однополая, да и та развалилась. Все остальные — либо мальчик-человек с девочкой-гифтией, либо наоборот.

Но вот эта любовь, и собственно их работа — порождает целую кучу философских и этических проблем. Опять же, я не зря ссылаюсь на Дика в этом обзоре постоянно. Сериал откровенно снят (ну, или что там было в первооснове) под огромным влиянием "Мечтают ли андроиды..." или "Бегущего по лезвию бритвы". Да, здесь у нас не декаданс. Не деградирующая Земля, а наоборот процветающая. Светлая, солнечная, хотя и небезпроблемная (в обычном смысле: чёрный рынок гифтий таки существует, и вокруг этого есть пара интересных сюжетов). Однако этические и философские проблемы от этого никуда тоже не деваются. Что ты будешь делать, как ты будешь жить, если точно знаешь день, когда умрёшь? Ведь переформатирование гифтии равносильно смерти для неё. Может быть лучше всего заранее обрывать все слишком сильные отношения, держать дистанцию — чтобы проникшийся к тебе симпатией человек не страдал, когда ты уйдёшь? А сам ты что будешь делать? Пойдёшь во все тяжкие? Кстати, этот момент мне напоминает ещё и очень старый рассказ "Фурия", который я читала ещё в детстве. Автора я уже не помню. Но там был интересный сюжет: к людям, совершившим тяжкие преступления приставляется робот. Который ходит за человеком неотрывно. И в некий, неизвестный (тут отличие) ему момент его убъёт. А заодно проследит, чтобы человек снова чего-нибудь не натворил, пока срок не истёк. Что ты будешь делать, как ты будешь жить, что думать — зная, что смерть рядом?

Или другой вопросик: а почему, собственно, Терминальный Отдел должен встретиться с хозяином гифтии, получить подпись на договоре на утилизацию и провести форматирование в присутствии хозяина? На первый взгляд — это ведь жестоко. Человек прожил с гифтией десять лет. Это серьёзный срок при том, насколько близки к людям гифтии. R. Security (эдакая ЧОП с весьма лихими правами) легко воспринимать гифтий как тупо роботов-железок и вваливать по ним из автоматов "в четыре дудки": они-то работают по уже потерявшим личность, бывает же, что Терминальный Отдел не справляется и человек с гифтией сбегает под окончание срока годности. Да и сами они с "работающими" гифтиями не живут в тесном контакте. По незнакомым даже гарантированно людям стрелять легко, это "не наши". Свидетельствую. Однако у этой видимой жестокости есть, оказывается, формальное и абсолютно логичное оправдание: за эти десять совместных лет гифтия узнаёт очень много о хозяине. Поэтому он должен присутствовать при её форматировании, дабы убедиться, что подробности его частной жизни "не уйдут налево".

Но ведь и это не всё! Это лишь логика. А есть ещё и другие аспекты. Есть вот и этический... и с другой стороны — эмоциональный. Этические вещи я просто люблю, впрочем, я не раз говорила, что в конкретно женских жанрах типа сёдзе проблемы часто решаются не логически, а этически. Так что девушки к этике чувствительны. Ну, а уж что эмоциональны — это уже, наверное, на каждом углу написаны. Так вот, предположим, у гифтии часики тикают на внутреннем мониторе постоянно. И она скорее всего готова к "смерти". Человек-то забудет. За десять-то лет! Что он будет чувствовать, когда прийдёт срок? А тут, на самом деле и эмоциональных и этических дилемм — вагона три, да и на тележку останется.

Здесь, кстати, возникает очень неожиданный, но опять таки логичный поворот. Фактически, для гифтии и её хозяина акт форматирования — это нечто вроде сеппуку. Где гифтия выступает в роли совершающего, а хозяин — в роли помощника (ну, все знают эту тему, что помощник с катаной рубит голову, чтоб не мучался). А Отдел? Формально — это чиновники-исполнители. "Здесь-присутствующие". Но в "нашем" отделе развилась философия: а что будет с человеком после форматирования гифтии? По-хорошему, человека тоже надо подготовить. Это как с похоронами. Пьяный священник может пробормотать положенные слова, помахать чем положено и уйти кубатурить дальше. А может быть настоящим — и утешить, наставить...

Наставить на то, что жизнь — это "сейчас". На то, что "я не хочу, чтобы ты запомнил меня мрачной и заплаканной, а помнил обо мне светлые и счастливые моменты"...

Или вот просто вопрос: что есть счастье? А может быть оно именно в том, чтобы жить... вполне обычной жизнью? Ходить на работу. Готовить ужин вместе. Не искать каких-то супер-супер могучестей, а просто жить и быть вместе с дорогими и приятными тебе людьми?

Тут, я собственно почти что перешла к романтической части. Ну, я же девушка, я люблю романтикЪ! А она тут обалденная. Вот это реально — как два человека изо всех сил, честное слово — изо всех сил! Друг о друге заботятся. Но не понимают, что другому нужно подчас. Исповедуют разную философию. Но медленно, медленно, тает лёд, осыпается стена...

У меня есть много нареканий к главгерою. Что забавно — в определённом смысле он даже более машина, чем Айла. Он сам даже признаётся, что является образчиком "человека инструкций". Кстати, тоже хороший поворот: вообще-то это социальная проблема в Нихонии. Нет инструкции "сверху" делать так — делать не будем. Отдача концепции "инициатива наказуема", самостоятельно решать чего-то мы уже просто не умеем, только программы и подпрограммы. Но я о другом. Вот какой бы он машиноболван ни был — он всё же обаятелен и хорош. Добрый, ответственный, усердный...

У меня есть пара нареканий к Айле. Но при всём этом — она просто монстр. И её доброта, ответственность, усердие ещё круче, чем у ГГ. И, как положено девочкам — этичность. Вот как всегда... Она совершенно обалденная! И ровно поэтому я ничего про неё сказать не могу. Я настолько на эмоциях была с её поведения, что запомнить, проанализировать — просто не могла. Почти.

Почему "почти"? Дело в том, что как уже понятно из всего сказанного выше — сериал преизрядно "слёзодавильный". В хорошем смысле этого понятия, здесь ситуации, заставляющие меня расплакаться не надуманны. Ну, как минимум, всё-таки деятельность этого отдела — своеобразна. Но и светлые, радостные, счастливые слёзы у меня были просто с завидной регулярностью. Красивых, добрых, сентиментальных даже моментов там очень много. Но тут есть и третий момент. Знаете, есть такое понятие: "светлая грусть". В сущности, этот отдел тем и занимается, что превращает грусть расставания человека и гифтии в светлую. Но под конец Айла доказала, что она монстр. Она так вломила мне по... сердцу, что я просто вот сейчас, когда пишу эти буковки — капаю слезами с подбородка. Просто вспоминая, он у меня на соседнем мониторе не крутится. И ведь она, замкнутая, стеснительная, скромная... смогла сказать напрямик. Незнакомому человеку. Прямую правду. Сцена вокруг колеса обозрения в последней серии просто выносит всё. Она — монстр. Она дала любимому человеку счастье, силу идти вперёд и... свет.

Вообще, этот сериал довольно низко оценен общественностью. Тому я вижу несколько причин. Многие герои слишком... не картонны, скорее — маски. Не всем это по душе, да и мне не всегда. Комедия вообще никакая, а её заявляли, вот народ и повёлся. А чего ждал — не получил. Он с одной стороны действительно вторичен к Дику. Но, право слово, это настолько хитрая, и настолько нихонская вторичность, что я наоборот временами восторгалась. Я серьёзно. Дик очень умный. Европеец (ну, да, американец). У него культурная парадигма, отношение к тем-другим вещам — одно. Здесь — вроде бы "игра на одном поле". Но отношение к вещам — нихонское. Не имея какой-то настройки, созвучия с нихонским отношением к миру, возможно просто не получается понять, извините за пафос, глубину. И, конечно, кто-то любит плакать по два раза на серию разными слезами, а кто-то — нет. Я — люблю. И баллы снимала именно за комедь, утрирование персонажей и технические... скажем так: ленности. Вообще-то сериал обалденный.