Найти тему
Метаморфозы

Пение для всех

На днях я читал о системе определения уровня сознания Дэвида Хокинса (David Hawkins). Хокинс был, насколько я знаю, первым, кто предложил ранжировать состояния по шкале от 0 до 1 000. Он также попытался определить, какие наши действия могут помочь нам подняться по этой шкале, разделив их на Жизненно важные, Очень важные, Важные и Альтернативные. Так вот, у Хокинса занятия йогой и спортом относятся к просто важным, а занятия вокалом (развитие голоса) – к жизненно важным.

И я вспомнил своего учителя вокала – ныне ушедшего – Олега Юрьевича Ермолаева-Томского. Сам Олег Юрьевич, впрочем, говорил, что он учит не вокалу, а правильному дыханию – через вокал. Даже его книжка, которую можно найти в Интернете на русском языке, называется «Правильное дыхание».

В этой книге он декларирует свою позицию:

Петь как Паваротти может не каждый. Но петь хорошо может (и должен) каждый

Собственно, только такой преподаватель и мог взять меня – человека с не очень хорошим слухом и без голоса.

Олег Юрьевич был учеником ныне забытой школы Лео Кофлера. Кофлер – американский оперный певец 19 века – потерял голос, и после многих неуспешных попыток его восстановить на родине, поехал в Индию. Там познакомившись с йоговскими голосовыми техниками, он смог восстановить голос. Вернувшись в Америку, он не продолжил карьеру оперного певца, а открыл школу, где помогал восстановить голос другим оперным певцам.

В опере певцы вынуждены брать очень высокие ноты, и потеря голоса из-за перегрузки не редкий случай.

Одной из учениц Кофлера – уже в начале 20 века – была русская оперная певица, которая и привезла эту школу в Россию. Олег Юрьевич учился у ее ученицы, и был возможно, последним представителем этой школы – во всяком случае, я не нашел в Интернете никаких упоминаний о ней.

Первое, что Олег Юрьевич сделал, - отучил меня вдыхать ртом. Он был большим сторонником вдоха носом. Большинство оперных певцов вдыхает ртом, просто потому что так можно вдохнуть больше воздуха, но у Олега Юрьевича чувствовалась йоговская основа школы (хотя сам он йогой никогда не занимался и был от нее далек). «Дышать ртом также неестественно как есть носом» - этот принцип йоги он пропагандировал всегда.

Далее, он отучил меня от гнусавости пения. И стал ставить вибрато и резонанс – основу правильного пения, основа любого духовного пения, будь то мантры в индуизме/буддизме или григорианские хоралы в христианстве. Кстати, именно из хоралов и возникли опера и академический вокал.

Строго говоря, какой-то резонанс присутствует всегда в любой речи, но выражен минимально. В эстрадном вокале резонанс существенно менее выражен, чем в академическом, а вибрато практически отсутствует.

Школа Олега Юрьевича, хотя и изначально оперная, не была школой итальянского бельканто. В бельканто основной упор делают на работу диафрагмы – это позволяет взять более высокие ноты без напряжения горла. Как недостаток, такая школа пения делает тембры певцов более одинаковыми – вот почему тембры итальянских теноров (здесь «итальянский» не национальность тенора, а манера звукоизвлечения) достаточно похожи, они все на мой слух чуть неестественные, как бы блестящие. Тембры теноров, не использующих итальянскую технику (певцы старой русской школы Лемешев, Козловский, Нелепп) совсем другие, более естественные и разнообразные.

И постепенно мой голос стал звучать по-другому. Я почувствовал – какое удовольствие петь с вибрато и резонансом. Не обязательно что-то сложное, при правильном звукоизвлечении удовольствие доставляют даже самые обычные упражнения.

Много позже на фестивале йоги я услышал, как российские адепты йоги поют мантры. У ведущего был гнусавый голос без всяких намеков не вибрато. Я не мог удержаться от мысли, что мантра, исполняемая таким образом, скорее всего даст эффект противоположный желаемому.

Сегодня в любом более-менее крупном городе есть хорошие преподаватели вокала – неважно к какой вокальной школе они относятся. Вопрос только в  желании.

Этот блог посвящен методам развития сознания и повышения уровня вибраций

Рекомендую также почитать

Поможет ли вегетарианство попасть в рай?   Приводит ли вегетарианство к повышению вибраций и духовности

О бесполезности современной йоги, или нужно ли стоять на голове.   Йога — это успокоение ума и повышение энергетики. Это одновременно цель и критерий практики. Любая другая йога неверна

Из жизни в жизнь перелетая    Действительно ли наш мир несправедлив. Или о том, стал ли евреем Рихард Вагнер.