Этой статьёй я решил начать серию интервью с отечественными и зарубежными фотографами. Все мы, фотографы и фотолюбители, в чём-то похожи и, одновременно с этим, чем-то различаемся.
Как работается отечественным и зарубежным фотографам? Различаются ли подходы к работе в зависимости от страны проживания, или же это индивидуальные особенности? Чем различаются клиенты?
На эти и другие вопросы я вместе с вами попробую взглянуть через призму мнений фотографов, живущих в разных городах и странах, имеющих разный опыт, стиль и снимающих в разных жанрах.
В сегодняшнем интервью своим опытом делится фотограф из Москвы - Олег Голишников.
— Когда и как у тебя появился интерес к фотографии?
— На самом деле, я занимаюсь фотографией давно, точнее, очень давно. Ещё мальчишкой я пошёл в фотошколу. Случилось это после того, как дедушка подарил мне на День рождения фотоаппарат ФЭД-5. На то время это была достаточно крутая плёночная камера. Хотя до этого у меня были и другие фотокамеры: Смена-8М, если не ошибаюсь, и ещё какая-то, которые дарил отец.
Но именно после того, как мне в руки попал этот мануальный фотоаппарат, мне захотелось развиваться в творческом направлении. Мне захотелось делать что-то особенное. Вот так я отправился в фотокружок. В нём я был на достаточно хорошем счету, и мне поручали снимать различные мероприятия, какие-то торжественные встречи, собрания коммунистической партии и комсомольской организации (как понимаете, это было советское время).
Материал было много, но мне всегда хотелось каких-то творческих фотографий, поэтому по пути домой я сходил с маршрута и фотографировал то, что мне нравится. Тратил плёнку — слава богу, она была не моя (смеётся) — а затем делал фотографии. Я всегда тяготел к творческой фотографии.
— Как выглядели твои первые фотографии? И как ты чувствовал себя в начале своего пути в профессиональной фотографии?
— Как выглядели мои фотографии? Да ужасно они выглядели, честно говоря. Они очень сильно отличались от моих задумок, от всего того, что хотелось мне сделать. Мне хотелось кричать, мне хотелось рвать на себе волосы потому, что я не мог воплотить в должной мере все свои замыслы, всё своё видение фотографии.
С опытом, мои фотографии стали понемногу меняться, я отошёл от использования автоматических настроек камеры, углубился в изучение мануальных возможностей и это дало толчок к дальнейшему развитию.
Что касается того, как я чувствовал себя в начале своего пути в профессиональной фотографии, то, на самом деле я был всегда недоволен результатами своего труда, качеством картинки. Впрочем, как и сейчас.
И это нормально, потому что настоящий фотограф, если он сыт — я имею в виду состояние души, когда он доволен результатами своего труда — это конец его карьеры. Я, слава богу, до сих пор могу вдохновляться чужими работами. У меня есть вдохновители, которых я очень люблю и уважаю, слежу за их творчеством, и, естественно, я пытаюсь подтянуться до их уровня.
— В чем черпаешь вдохновение?
— Знаешь, однажды мой замечательный друг, фотограф Дима Корниенко, который в своё время был моим вдохновителем, сказал мне одну очень умную вещь: если ты хочешь развиваться как фотограф, тебе нужно искать вдохновение у классиков. Иди, говорит, в Третьяковскую галерею. Сядь, посмотри — там всё написано. Свет, как видели его великие.
Это шпаргалка номер один. Но в конце концов, можно вдохновляться не только работами классиков, но и просматривая репродукции или фотографии мастеров нашего времени. Видимо, в этом я и черпаю своё вдохновение.
Иногда я черпаю вдохновение и в своих неудачных работах. Я смотрю на них и мне хочется всё переделать. Так что хорошее и позитивное нужно видеть во всём, даже в своих неудачах — это ключ к успеху.
— В современной фотографии больше творчества или коммерции?
— В современной фотографии слишком много коммерции, к сожалению. Желание заработать сильно мешает творческому развитию. Естественно, мне нужны деньги, как и всем фотографам, как и вам, как и другим людям. Но всё-таки мне больше нравится творческая составляющая съёмки, поэтому я придерживаюсь своей линии, и нахожу, кстати говоря, и здесь своих клиентов, и своих преданных поклонников.
— Насколько влияют на твою работу тренды и мода?
— Абсолютно не влияют ни тренды, ни мода. Я, вообще, стараюсь отдаляться от этого. Так что нет, нет и ещё раз нет.
— Насколько изменились твои работы за время, которое ты занимаешься профессиональной фотографией?
— Мои работы действительно изменились. Я этого не замечаю, но поскольку мне иногда приходится залезать в свои архивы, смотреть свои предыдущие фотографии, то я вижу какие-то нелепые вещи, которые делал раньше.
За время занятия фотографией мной были выработаны новые алгоритмы обработки снимков. И они постоянно изменяются, совершенствуются. Некоторые вещи становятся мне понятны, в том числе, как другие фотографы снимают свои работы.
Когда ты делаешь первые свои первые работы, они кажутся тебе абсолютно идеальными — посмотрите, какой цвет, какой свет! Как я мог достигнуть такого баланса, такой идеальной композиции!? Всё идеально. Через какое-то время смотришь: боже мой, это же отстой, это ужасно, на это невозможно смотреть! Это стыдно выкладывать!
При всём при этом были работы, которые с первого выстрела оказывались очень удачными. Это, наверное, нормально для любого фотографа и художника.
— Как думаешь, что делает фотографию хорошей?
— Ваше хорошее настроение. Однозначно. Других ответов быть не может. Если у вас хорошее настроение, то оно передаётся модели. Даже если вы снимаете не людей, а пейзаж, ваше хорошее настроение — это залог успеха. Нельзя с плохим настроением брать в руки фотоаппарат. Иначе вы будете тупо расходовать ресурс срабатывания затвора камеры.
— Как думаешь, что влияет на решение клиентов при выборе фотографа?
— Здесь всё очень просто. Вы можете быть сколь угодно гениальным фотографом, но если вы не обладаете рядом качеств, которые могут помочь расположить к себе клиента, то ничего у вас не получится.
То есть если взять двух фотографов одинакового уровня. Один из которых просто выкладывает свои работы и не ведёт никакого смыслового сопровождения своих фотографий, не общается со своей аудиторией. И есть другой, который делает всё наоборот. Он делает точно такие же хорошие работы, но также пишет интересные тексты под фотографиями, общается со своими подписчиками, удерживает внимание аудитории.
Естественно, люди будут выбирать того человека, о котором они что-то знают.
— Какой самый раздражающий вопрос может задать клиент?
— Вопрос, конечно, интересный, совершенно неожиданный, по крайней мере, для меня. Клиент не может задать раздражающий вопрос. Вопрос может быть неуместным, в каком-то смысле даже глупым. Но в любом случае такого не было.
Я всегда очень внимательно отношусь к своим заказчикам. С какими бы тёмными закоулками в голове ни был человек, с какими бы таракашками, я всегда с уважением отношусь к людям. Поэтому я всегда спокойно воспринимаю любые требования, любые пожелания. Если клиент доволен, доволен и я. Поэтому нет, таких вопросов я не слышал.
— Что можешь посоветовать клиентам, перед тем как они будут обращаться к фотографу?
— Я считаю, что клиент должен позаботиться о том, чтобы найти контакт с фотографом. Для взаимодействия очень важен эмоциональный настрой. Вы приходите не в магазин покупать красивую игрушку за какие-то определённые деньги, а вы хотите чтобы человек для вас сохранил какие-то важные моменты.
Фотограф — не машина, не робот, который просто нажимает на кнопку. Здесь очень важно найти с фотографом контакт. Поэтому, прежде чем обращаться к фотографу, постарайтесь найти хотя бы минимальный набор симпатий друг к другу и расположить человека к себе. Потому что это очень сильно влияет на результат.
Если фотограф, отправляясь на фотосессию с вами, не знает, что можно от вас ожидать, волнуется, то готовьтесь к тому, что результат будет прямо пропорциональный.
— Какой из твоих недавних проектов был самым интересным или запоминающимся?
— Все творческие фотосессии, которые я провожу, запоминающиеся и интересные. Особенно с детьми, потому что работа с детьми приносит колоссальное удовольствие. Это взаимодействие между ребёнком и фотографом. Это движение энергий, которое заряжает обоих, потому что дети — невероятные живчики. Если ваша модель на съёмочной площадке в хорошем смысле слова отжигает, то я получаю колоссальное удовольствие от работы.
А так… самые интересные съёмки, наверное, на выезде, потому что они сопряжены с определёнными впечатлениями, сменой мест, с новыми локациями.
Например, в прошлом году, в августе, снимал модель в Астрахани. Эта съёмка больше всего запомнилась мне тем, что, когда мы прибыли на место, где планировали снимать, я пришёл в ужас от того, насколько был загажен этот красивый дикий пляж. Время поджимало, начался золотой час, и я в течение 20-ти минут в режиме нон-стоп (пока модель готовилась к съёмкам), очищал этот пляж от мусора.
Вот так я получил очень хорошие фотографии и сделал доброе дело. Наверное, это была самая интересная и запоминающаяся фотосессия за последнее время.
Больше работ Олега Голишникова вы можете посмотреть на его персональной странице.
Источник: spp-photo.ru
От автора: Друзья, спасибо вам за прочтение этой статьи!
Если она была вам полезна или просто понравилась, поставьте, пожалуйста, палец вверх и подпишитесь на канал. Также вы можете поделиться этой статьёй с друзьями в любимой социальной сети.
Это отличный стимул для развития канала и признак того, что я делаю контент, который интересен для вас, дорогие читатели!
А ведь нет ничего лучше, чем делать что-то полезное и интересное людям!