Найти в Дзене
КРАСНЫЙ СЕВЕР

Ямальские потрошители посылок на фронт чудом спаслись от расстрела

Оглавление

Подарки для бойцов действующей армии собирали всем миром. Фото из открытых источников
Подарки для бойцов действующей армии собирали всем миром. Фото из открытых источников

В свое время дело возчиков почты прогремело на весь Ямал. Его фигуранты покусились на святое – посылки, собранные детьми для бойцов Красной Армии…

Не правы те, кто думают, будто в Великую Отечественную войну журналистам запрещалось рассказывать об уродливых явлениях общественной жизни. Напротив, делалось все возможное, чтобы каждый человек знал: враг не дремлет по обе стороны фронта. Пока одни воюют, другие, такие же советские граждане – жируют, обирая и солдат, и женщин, и детей… 

-2

25 апреля 1942 года в «Красном Севере» вышел материал «Справедливое возмездие» о суде над шайкой циничных воришек. Примечательно, что в том же номере газеты, на той же странице, опубликована заметка из Шурышкарского района: «Первомайские подарки бойцам». Такое соседство не случайно, оно давало понять: несмотря ни на что, ямальцы продолжат сбор средств для фронта. 

Детские гостинцы тоже воюют

С первых дней войны салехардцы, как и все ямальцы, включились в патриотическое движение помощи фронту. На передовые рубежи обороны шли посылки с продуктами, теплыми вещами, в фонд Главного командования отправлялись личные сбережения. Архивные документы свидетельствуют о том, что за первые восемь месяцев войны, ямальцы отправили в действующую армию более семи тысяч теплых вещей и около 10 тысяч посылок. А общий денежный вклад северян в фонд обороны достиг 29 миллионов рублей! 

Поэт Иван Истомин писал тогда в окружной газете «Красный Север»: 
«Иль с рыбой вынимаешь сети,
Стада ли в тундре стережешь,
Запомни, что в минуты эти
Ты по врагу удар даешь...»

Посылки с подарками для бойцов Красной Армии собирали школьники, пионеры и комсомольцы. Голодно было, но отрывали от себя, потому что знали – нужно, потому что верили – это для Победы. Помимо продовольствия, книг, обуви, одежды, дети клали в посылки бойцам самодельные вещи: кисеты, мундштуки, варежки, носовые платки и многое другое. Дети верили в то, что их простые подарки непременно достанутся бойцам-героям. Так оно и было. Но лишь отчасти…

Посылки упаковывались (зашивались в мешки) и отправлялись санными обозами по зимникам, от Салехарда до Березово, затем до Тобольска и далее прямым ходом на Западный фронт. 

Не сразу, но все же обнаружилось. В январе-феврале 1942 года от тыловых служб фронта начала поступать информация о том, что не все обозы с подарками приходят в целости и сохранности: значительная часть мешков оказалась разорвана – какие-то негодяи систематически расхищали детские подарки. Чтобы не травмировать детей, до суда о случившемся решили не распространяться... 

Поделки выкинули, рыбу съели

Расследование этого дела было поручено следователю окружной прокуратуры Тутолмину и до самого конца находилось под контролем окружкома партии. Иван Васильевич впоследствии вспоминал, что дело было трудным, но не с практической точки зрения, а с моральной. Ведь его дети тоже собирали подарки фронтовикам. Он переживал и за них, и за себя – сможет ли быть до конца объективным и беспристрастным к тем, кто решился на такую подлость. Смог. Тому свидетельством уголовное дело № 1–18, до настоящего времени хранящееся в Государственном архиве ЯНАО.

Работа была проделана качественно. Преступники были быстро установлены и задержаны практически с поличным. У них изъяли множество похищенных вещей: часть продуктов они съели, часть продали, одежду и обувь носили сами, детские самоделки – просто выкинули.

Похитителями оказалась бригада возчиков артели «Заря», перевозившая грузы (в том числе и подарки фронту) по зимнику Салехард – Березово. Четверо здоровых крепких мужиков – Кобелев Г. В. (бригадир), Иванов М. Я., Куприн М. Т. и Поршнев В. Е. – все они жители станка Ишвар Шурышкарского района, спецпереселенцы из числа раскулаченных. 

Не буду анализировать поступки и оценивать личности этих людей. Это уже сделал суд. И, поверьте – справедливый. 

Дело рассматривалось ровно 77 лет тому назад. Значимость и актуальность процесса подчеркивало то, что судебное заседание вел сам председатель окружного суда Постников Дмитрий Васильевич, а государственное обвинение поддерживал прокурор округа Дзенис Иван Юрьевич. Зал был полон. Возчики, находящиеся на скамье подсудимых, свою вину не отрицали, подробно рассказывая когда, сколько и как украли. Идейным вдохновителем и руководителем новоявленных концессионеров, по их утверждениям, был бригадир Кобелев; он же распределял награбленное. 

Правосудие без лишних эмоций

К сожалению, обвинительная речь прокурора не сохранилась. Но в протоколе судебного заседания, который добросовестно вела юная секретарша, есть отметка о том, что на предложение прокурора о расстреле бригадира возчиков, зал отреагировал бурными аплодисментами. Суд квалифицировал действия преступников по пункту «д» статьи 162 УК РСФСР, как кражу чужого имущества, совершенную неоднократно, группой лиц. Кобелева приговорили к исключительной мере наказания – расстрелу, остальным дали по десять лет лишения свободы. 

Несмотря на всю эмоциональность военного времени, закон строго соблюдался. Осужденные и их адвокаты обжаловали приговор в кассационном порядке. Верховный Суд РСФСР летом 1942 года, изучив материалы процесса, смягчил наказание. Удивительное время, удивительные люди! Война, горе, кровь, а они находят возможность и силы болеть не только за неотвратимость и законность наказания, но и за его справедливость и соразмерность. В результате – Кобелеву расстрел был заменен десятью годами лишения свободы и пятью годами последующего поражения в гражданских правах. Остальным его соучастникам наказание было снижено до пяти лет лишения свободы каждому, без поражения в правах. 

Мучила ли их совесть? Спокойно ли спалось им, укравшим детскую мечту о победе? Может кто-то из них и сейчас жив? 

Главное, что были и другие, положившие все свои силы (в том числе и детские), умение, здоровье и саму жизнь за Победу, за то, чтобы мы жили. Слава им в веках!

Танк «Боевая подруга», построенный на деньги сибирячек, громил гитлеровцев на Курской дуге и в Карпатах. Фото из архива «КС» и открытых источников
Танк «Боевая подруга», построенный на деньги сибирячек, громил гитлеровцев на Курской дуге и в Карпатах. Фото из архива «КС» и открытых источников

Автор: Андрей Дробинин

Читайте на сайте