Мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) называют ключевой фигурой русской философии, и с этим не поспоришь. Действительно, он своим творчеством завершил XIX век, начавшийся в философском смысле со скандальных писем П. Чаадаева и ознаменованный тем, что произошел раскол в вопросе о судьбах России, породив два течения - западников и славянофилов. Соловьев пытался примирить оба направления в своей евразийской теории.
С Соловьева же начался и блистательный взлет русской религиозной философии в начале ХХ века, когда целая плеяда интереснейших мыслителей называла именно его своим учителем и опиралась на его философию.
"Смысл любви" - совсем небольшая книжка, но ее значение огромно. Николай Бердяев как-то сказал, что он может назвать только два по-настоящему выдающихся труда про любовь - "Пир" Платона и это произведение Владимира Соловьева. По своей философской значимости они сопоставимы. О сущности платонической любви читайте тут.
Я многократно перечитывала труд Соловьева. Сказать, что очень восхищена, как Бердяев, не могу. Но работа интересная, и мысли, изложенные в ней, созвучны во многом моим. Вообще считаю, что эту книгу должен прочитать каждый культурный человек. Соловьев рассматривает здесь разные виды любви, в частности, половую, материнскую, любовь к родине и т.д. Но главным объектом его исследования становится именно половая любовь, то есть эротическая, связанная с сексуальным влечением.
И здесь философ выражает свою главную мысль - подобная любовь, которую традиционно считают всего лишь утонченным и одухотворенным проявлением инстинкта размножения, на самом деле отнюдь не является таковой. Да, это утонченное и одухотворенное чувство, но инстинкт размножения тут ни причем. Любовь возникает не потому, что люди хотят продолжить род, а потому что она является высшим проявлением человеческой сущности.
Иными словами - испытывая любовь, человек становится человеком в полном смысле этого слова, то есть проявляет во всей полноте свою духовную сущность, поднимается над обыденной реальностью и ощущает свою причастность к вечности. Пик этого чувства длится недолго, ибо невозможно продолжительное время пребывать в общении с идеалом. Но сам факт того, что такое возможно в принципе, доказывает духовный смысл любви.
Далее Соловьев рассматривает любовь в ее связи с эгоизмом. То, что люди эгоистичны, несомненный факт. Философ спокойно это признает. И говорит, что есть только одно явление, способное преодолеть эгоизм человека - это любовь. Эгоизм связан с признанием собственной исключительности. А когда человек любит, то он признает гораздо большую ценность и исключительность другого человека. Таким образом, любовь - это сила, преодолевающая эгоизм.
И такой любовью является именно половая любовь, то есть любовь к человеку, который никак не связан с тобой изначально. То есть, например, материнская любовь - эгоистична в силу того, что мать любит свое собственное дитя, плоть от плоти, так сказать; любовь к родине - тоже, потому что это любовь к своей земле, своей культуре и т.д. А любовь половая настигает человека свободно, независимо ни от чего. Возраст, внешность, культурные различия, раса, национальность, вражда семей - все это становится неважным.
Примерно об этом писал и Пушкин:
Зачем Арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Любовь не знает преград и условностей, она разрушает стереотипы, она идет поперек, ее сила неодолима. Ей нет рационального объяснения. Потому что это сущностная сила, которая не зависит даже от природы. Она разрушает эгоизм человека легко, как цунами уничтожает границы укрепленных берегов. Таким образом преобразуется мир. А это - божественное дело. Так Соловьев связывает свою теорию любви со своей религиозной философией.
В конце приведу цитату из книги:
Невольное и непосредственное чувство открывает нам смысл любви как высшего проявления индивидуальной жизни, находящей в соединении с другим существом свою собственную бесконечность.
Читайте еще на моем канале: