Кто за храм, кто за сквер, а кому-то из вас, дорогие читатели, вообще нет до этого дела. Вернули бы назад больничку, закрытую в ходе оптимизации или пересмотрели тарифы за вывоз мусора. Но вот что интересно! Охватившие было страну митинги против пенсионной и «мусорной» реформ под эгидой КПРФ довольно быстро сошли «на нет». Протесты ушли, реформы остались. Справедливости ради, напомним, что президент Владимир Путин предложил тогда снизить планку пенсионного возраста, предложенного Госдумой РФ. Вряд ли это можно назвать неожиданным ходом или актом милосердия. Скорее, запланированным шагом в целях повышения своего же рейтинга, который падал весь прошлый год.
Президентской традиции решать «одним махом» вопросы любого уровня более 15 лет- с момента строительства властной вертикали, втянувшей в себя и местное самоуправление.
Вот и сегодня, точнее, в ночь с 12 на 13 мая, когда горячей точкой а стал екатеринбургский сквер на Октябрьской площади возле театра Драмы, В. Путину вновь пришлось «разруливать» ситуацию. Хотя к тому времени уже вся страна следила за тем, что происходит в в уральской столице и почему горожане несколько дней подряд требуют убрать из сквера забор, не вырубать деревья и прекратить там строительство храма. Многие СМИ писали, что сквер создавался к 275-летию Екатеринбурга, что это любимое место отдыха горожан с детьми. Зачем строить там храм, если поблизости есть несколько действующих церквей - Храм на Крови, На Вознесенской горке, Большой Златоуст. В городе без особого труда можно найти территории, где будущий собор покровительницы города - Святой Екатерины будет и прекрасно, смотреться и радовать прихожан.
Но мэр и гордума (за исключением отдельных депутатов) поначалу к призывам и просьбам протестующих оставались глухи и немы. Еще бы – акции –то несогласованные. Там рьяных протестантов, вступавших в стычки с правоохранительными органами, увозили в наручниках. Некоторым после схватки пришлось обратиться к врачам.
Но власти продолжали чего-то ждать - и дождались. 16 мая, а к этому времени акции протеста набирали оборот, В. Путин на медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость» с ходу предложил выход.
«Есть простой способ — провести опрос, и меньшинство должно подчиниться большинству», — подчеркнул Президент, добавив что «нужно не перетягивать канат, а сесть и договориться».
Чиновники конечно же "взяли под козырек". Губернатор Евгений Куйвашев пообещал вынести на рассмотрение не менее четырех участков. Мэр города Александр Высокинский предложил горожанам зарегистрироваться на городском портале и вносить свои предложения по выбору места строительства храма. Перестроилась и городская дума. На слушания в понедельник 20 мая прибыл целый десант комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, чтобы обсудить с екатеринбургскими коллегами формы опроса. В этот же день уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова съездила в спецприемник, где находятся арестованные на акциях. По её словам, многие из них — студенты и преподаватели вузов
Между тем, многие противники строительства и те, кто отстаивает право на возведение храма в сквере, потребовали заменить опрос на референдум. Однако у этой формы голосования есть несколько минусов. Референдум будет считаться состоявшимся, если явка составит более 50 процентов. В случае провала, вынесенный на него вопрос, согласно законодательству, не может повторно служить поводом для общегородского голосования в течение двух лет. Кроме того, на проведение референдума понадобится около 130 миллионов рублей из городского бюджета. Опрос стоит в десятки раз меньше, но его результаты носят рекомендательный характер.
«Деньги на опрос найдем», - подчеркнул глава Города А. Высокинский.
Тем не менее, ряд экспертов заявляет, что опрос хоть и лучше противостояния, но хуже референдума.
«Опрос, а он мыслим только выборочным, сознательно отсекает от возможности выразить свое мнение абсолютное большинство горожан. Именно эти, неопрошеные, при любом исходе будут в первую очередь недовольны результатами опроса. Референдум такую возможность предоставляет всем. Кроме того, опрос на даёт возможности общественного контроля за процедурой сбора информации и подсчета результатов. И по этой причине, итогу опроса доверия не будет. Тогда как референдум будет стимулировать обе стороны к максимальному контролю за действиями другу друга и, естественно, подсчету голосов. Да, референдум также оставляет возможность для фальсификаций, но при опросе их гораздо больше», - уверен екатеринбургский политолог Сергей Мошкин и другие эксперты.
Выходит, что при проведении опроса, полного доверия к нему не будет ни у одной из сторон конфликта.
«И тогда конфликт может принять тлеющий характер с готовностью вспыхнуть вновь», - подчеркивает С. Мошкин.
Стоит отметить, что на момент подготовки этой публикации 20 мая ситуация по храму и скверу приняла неожиданный оборот. Глава Екатеринбургской митрополии, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился к руководству Фонда святой Екатерины (инициатору проекта строительства храма) с просьбой убрать забор с территории сквера.
«К сожалению, события последнего времени показали, что город утонул во лжи. Мы оказались сметены потоком не столько злонамеренной дезинформации, политических манипуляций и технологий цветных революций, сколько страхами и недоумениями недоинформированного городского сообщества о проекте строительства. Кроме этого, я понимаю опасения людей, которые много раз в городской истории последнего времени наблюдали за неисполнением прежде данных обещаний»,- говорится в письме, направленном на имя директора Фонда А.С.Андреева.
Демонтаж стройплощадки не заставил себя ждать, Во вторник, 21 мая от ограждения не осталась и следа. Только затоптанный газон, который мэрия обещает привести в порядок в ближайшее время. К вопросу о выборе площадки строительства храма подключается городская дума, собравшаяся 21 мая на очередное 15-е заседание. Правда, началось оно со скандала, вызванного инициативой фракции КПРФ, а, точнее, трех ее членов, предложивших думе самораспуститься. Повод -
все те же протесты, которые, по словам коммунистов, доказали «неспособность думы принимать решения, основанные на мнении горожан». Вопрос о самороспуске был внесен в повестку, поставлен на голосование, но, в итоге, не нашел поддержки. При этом ряд депутатов предложил обсудить поведение зачинщиков «самоликвидации» на комиссии по этике, и данное предложение было поддержано.
Стоит отметить, что думское большинство не считает себя виновным в «скверной» истории, но готово сделать все возможное для того, чтобы не конфликт не вспыхнул с новой силой.