Найти в Дзене

Хикикомори и «сестрёнки на прокат»

Япония — по-настоящему страна контрастов. Сильные, красивые и древние традиции сочетаются с суперсовременными технологиями и новейшими культурными явлениями. Миролюбивая философия и религия каким-то невероятным образом идут рука об руку с обществом карьеристов, находящихся в постоянной гонке за успех и популярность. Тот, кто проигрывает в этой гонке или преднамеренно от неё отказывается становится изгоем — так или иначе.

Многие слышали про такой феномен, как хикикомори. Если не слышали — поясню. Хикикомори, или хики, как их стало принято называть в западном обществе, это добровольные затворники, только не в стиле отрешившихся от мирской жизни монахов, а в стиле закрывшихся в своей комнате молодых людей. Я понимаю, что для тех, кто смотрел Welcome to the NHK или то аниме про кукол в этом есть элемент романтики, но, на самом деле, в жизни хикикомори мало по-настоящему хорошего — в основном, это стагнация, замешанная на психических расстройствах, страхе, прокрастинации и жизненных трудностях.

Страх и тревога — главные спутники хикикомори в жизни за пределами квартиры

Коротко о стиле жизни и масштабах: хикикомори — это, в основном, мужчины в возрасте от 15 до 39 лет, которые стараются как можно меньше выходить из дома и как можно меньше контактировать с людьми в реальной жизни. Они живут в маленьких дешёвых квартирах, и содержат их сердобольные родственники (чаще мамы, т.к. для японского папы такой отпрыск — позор). С одной стороны, проблемы хикикомори связаны с их собственными трудностями — боязнью осуждения, контакта, тревожностью, прокрастинацией, депрессией, но, с другой стороны, они обусловлены особенностями японского общества, которое до сих пор остаётся коллективистским. Окружающие оказывают давление на молодых людей: учись лучше всех, работай, женись, живи так, как говорят. Это, конечно, везде есть, но в Азиатских странах такое давление особенно сильно, т.к. культура коллективизма воспитывала такой образ мышления веками.

Для русского человека, привыкшего существовать в постоянном состоянии «выжить любой ценой» проблемы парней-затворников могут показаться смешными. Но в Стране Восходящего Солнца масштабы затворничества уже в 2016 году принимали угрожающие масштабы: 540 000 человек освоили образ жизни хикикомори, и это не считая тех, кто предпочитает такое скрывать. Поэтому проблема довольно серьёзна: многие молодые и взрослые люди полностью выключаются из жизни общества, предпочитая четыре стены карьерным успехам, личной жизни и развитию. Это опасно и печально. И ещё более опасно и печально то, что многие начинают считать это нормой. Зачем выходить из комнаты, совершать ошибку? Есть компьютер, телевизор, а семья за всё платит.

-2

В отличие от некоторых других стран, которые предпочли бы ввести налог на тунеядство или принудили бы хиккикомори к лечению в «реабилитационных» учреждениях, Японское общество выбрало другой путь. Вьетнамская журналистка Маика Илан рассказывает о своём знакомстве с японкой по-имени Огури Аяко, работающей на организацию «Новое начало». Семьи платят ~73000 йен (чуть более 40 000 рублей) в месяц за то, чтобы «Новое начало» помогало социализации их родственников, ставших хиккикомори. Да, это выглядит как безумие, но, на самом деле, для Японии это не такие уж громадные суммы.

Всё начинается с переписки, чатах на телефоне, затем разговорах через закрытую дверь, и может пройти много месяцев, прежде чем хикикомори впустит «сестру на прокат» в дом и встретится с ней лицом к лицу. Целью всего этого является жизнь в общежитии «Нового начала», где молодой человек сможет общаться, работать и учиться вместе с другими людьми.

«По-началу они все казались мне ленивыми и эгоистичными» — признаётся Аяко. Но по мере того, как она узнавала хикикомори лучше, Аяко ощущала, какими умными и чувствительными могут быть эти люди. «Япония полна теми, кто надрывается на работе и жертвует собой ради карьеры. Хиккикомори как будто бы уравновешивают это общество.»

-3

Постоянное потребление медиаконтента спасает хикикомори от чувства скуки и одиночества

Не только Япония сталкивается с проблемой затворников, хотя в здесь она встречается чаще всего. Всё больше семей заводят только одного ребёнка, на которого возлагаются все ожидания и надежды. Мужской ролевой модели у таких детей практически нет — ведь папа допоздна пропадает на работе. Многие молодые люди не выдерживают давления взрослой жизни и не умеют справляться со своими проблемами.

«Чем дольше хикикомори остаются в изоляции, тем больше они осознают себя как неудачники» — утверждает Илан, — «Они теряют всякую уверенность в себе, и перспектива выхода из дома становится для них всё более пугающей. Запираясь в собственной квартире они обеспечивают себе ощущение безопасности.»

-4

Девушки тоже становятся хикикомори — хотя и реже, чем молодые люди

Тсудзё является хикикомори уже два года. Он мечтал стать оперным певцом, но так как он — первенец, семья желает, чтобы он стал наследником их бизнеса. Он проработал в офисе год, но это было для него так тяжело, что парень начал страдать от расстройств желудка. С другой стороны, его младший брат может делать всё, что ему заблагорассудится. Родственники Тсудзё скорее осуждали его и заставляли парня стыдиться себя, чем оказывали поддержку. В результате он заперся в своей комнате, и только по прошествии двух лет вступил в программу поддержки.

-5

Аяко подсовывает записку под дверь одного из своих «пациентов» — ему слишком трудно общаться с ней лицом к лицу

Каждую субботу «Новое начало» организовывает ужины, в течение которых хикикомори могут пообщаться с работниками организации и их детьми. Бывшие хикикомори тоже приходят сюда, чтобы помочь своим товарищам. Господин Накамура, практически не выходивший из своей комнаты целых семь лет, теперь свободно разговаривает с Аяко. Более того, они полюбили друг друга, и теперь Накамура хочет стать «братом на прокат» и начать помогать тем, кто оказался в той ситуации, в которой сам Накамура был ранее.