Найти тему
Профориентатор

Hard и soft skills. Что важнее работодателю?

Оглавление

Мы живем в счастливое время, когда образование доступно всем жителям страны. Учиться можно в своем регионе или переехать в другой, оффлайн или онлайн, в вузе, колледже, техникуме, на курсах, бесплатно и, разумеется, платно. Профессиональные навыки, которые в западной культуре называют hard skills, можно приобрести в самых разных учебных заведениях не только России, но и мира.

При такой всеобщей доступности образования начинают цениться не диплом и готовые знания, а так называемые soft skills, то есть личные качества или, как говорят психологи, «универсальные» компетенции, которые каждый человек воспитывает в себе сам.

Чем отличаются hard и soft?

Hard skills - (англ. "жесткие" навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.

В отличие от hard soft skills (англ. "мягкие" навыки) не поддаются количественному измерению. Они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills: коммуникабельность, энергичность, умение работать в команде, умение контролировать работу, аналитический склад ума, пунктуальность, уравновешенность. За формирование soft skills отвечает правое полушарие нашего мозга.

-2

Что ценят работодатели?

Наиболее востребованными на рынке труда сейчас считаются компетенции (или 4С в англоязычном варианте):

· коммуникабельность (communication)

· креативность (creativity)

· командная работа (collaboration)

· критическое мышление (critical thinking).

Фактически те компетенции, которые меньше всего поддаются автоматизации.

В 2019 году из российских вузов выпускается примерно 43 тысячи программистов. Часть из них станет специалистами именно в программировании, то есть останутся в рамках своей специальности. А меньшая часть выпускников, те, что более успешны в коммуникации, мотивированы, умеют работать в команде и готовы брать ответственность на себя, будут расти внутри сферы IT и изучать смежные области. Их личностные качества (soft skills) помогут им стать уникальными профессионалами и заниматься наиболее интересными IT-проектами. Именно их с удовольствием возьмет себе Яндекс, Mail Group или Google.

А какие soft skills вы считаете самыми важными в своей профессии?