От Золушек-комсомолок к прекрасным дамам. Краткий экскурс в историю советского сказочного кинематографа на примере героинь-принцесс.
Развитие диснеевских мультяшных барышень расписано довольно подробно, да оно и достаточно очевидно, поступенчато, а вот советских особо-то никто и не исследовал. Так уж - перечислили в ряд всех сказочных красавиц, перемешав их с Аленушками и Василисами.
Между тем, мухи отдельно - котлеты отдельно. "Народные" героини Роу и Пушкина - это одно, "прозападные" сказочные красавицы - другое. У русских героинь за восемьдесят лет лишь типаж существенно изменился - от могучих строительниц "коммунизьма" и "возделывательниц целины" к тонкокостным осовремененным прелестницам.
Принцессы же совсем из другой сказки. Внешность там, конечно, также видоизменялась - но это далеко не самое важное. А главное - амплуа, характер, образ.
Наиболее активно советские сказки стали сниматься с середины 50-х, синематограф стал цветным и очень привлекательным для самой младшей аудитории. Неизбалованные советские дети были рады и черно-белым фильмам, но все же какое удовольствием для режиссеров, декораторов и костюмеров было подарить юным зрителям роскошную и полноцветную сказку.
1. Принцесса на час 50-х годов.
Первой полноценной венценосной особой можно считать принцессу из фильма "Новые приключения кота в сапогах" 1958. Там у юной героини сразу две иппостаси : она же Принцесса-Несмеяна, она же комсомолка Люба, которой и снится сие сказочное действо.
И то что это всего лишь сон - очень показательно в плане тогдашней идеологии и расставления акцентов. Вспомните "Золушку" 1947-го - это же не столь далекий предшественник сказки. Там принцесс нет. "Они все ломаки". Есть трудолюбивая и добрая девочка, которой разрешают на время отложить свою работу и развеяться на балу.
Конечно, Золушка станет принцессой, выйдя замуж за этого мечтательного и наивного принца. Но факт остается фактом - покрасоваться в пышном платье и повеселиться на великосветской тусовке героине (пусть даже и из произведения Шарля Перро) полагается раз в год. А до этого пахать-пахать и выслушивать замечания от начальства в лице Мачехи и ее дочек.
А вот вам неожиданное продолжение сказки - "Карнавальная ночь" и музыкальный номер трех официанток. Песенка по коллегу Таню-Танечку, нарядившуюся на маскарад боярышней. Узнаете? Та же Золушка, только в советских реалиях.
2. Юные мечтательницы середины 60-х
Царевна Будур из "Волшебной лампы Алладина" 1966 и Принцесса из "Обыкновенного чуда" 1964. Милые и мечтательные шалуньи. Но все же идущие наперекор воле монарха-отца и связывающие жизнь с простолюдинами.
По складу характера хорошенькие стройненькие принцессы так походят на романтичных студенток-шестидесятниц навроде Варлей, Селезневой или Зориной. Да и сами сказки пропитаны добрым юмором и сатирой 60-х. Многие фразочки стали созвучными своему времени. При этом фильмам присущ тот особый светлый и оптимистичный настрой, характерный для этого периода.
3. Принцесса-школьница 60-х - начала 70-х
На смену трудолюбивым и покладистым героиням 50-х приходят их противоположности - беспечные и избалованные модницы, не знающие ни в чем отказа.
Розововолосая принцесса-шалунья из "Снежной королевы" 1966 и бунтарка в мини из "Старой, старой сказки" 1968 года. Добрые, но вздорные девчонки, препирающиеся со своими престарелыми отцами.
Сюда же можно отнести Королеву-вредину из "Двенадцати месяцев" 1972 года. Противная девчонка привыкла к беспрекословному удовлетворению всех капризов. И лишь могущественные братья-месяцы и силы природы могут поставить зазнавшуюся тиранку на место.
Заметили, что художники по костюмам использовали сходные приемы в изображении августейших капризуль? Легкомысленные хвостики-косички и корона набекрень. Обилие рюшечек и кружавчиков подчеркивают детскость и инфантильность героинь. Перед нами уже не студентки-комсомолки-отличницы, а легкомысленные старшеклассницы, съезжающие по дворцовым перилам.
Верная "одомашенная" принцесса.
Принцесса-сиротка из сказки "Принцесса на горошине". Девушка покорно дожидается своего Принца, обретаясь в качестве домашней прислуги у его родителей, покуда этот странствующий рыцарь добивается ветренных красавиц.
Не удивительно, что король с королевой поначалу и не поверили в царственное происхождение этой начисто лишенной гордости особы.
Я не стала бы сравнивать эту героиню с Золушкой или Русалочкой, все же последние не ждут у моря погоды и предпринимают действия для достижения своего счастья. Для морской принцессы конец был печальным, но ничего не поделаешь...
Кстати, такое вот возвращение к роли "милой и покладистой" - скорее стагнация и возвращение к истокам, чем развитие характера советской сказочной принцессы. Но тем не менее
Продолжение следует...
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!