Чем различаются наше детство и детство наших детей? Вопрос несложный. Всем! В это всё можно включить мировоззрение, увлечения, вкусы, уровень притязаний и прочее. Нет-нет, я не отношусь к числу людей, критикующих современное поколение. Работая в школе, я научилась уважать молодёжь. Подрастающее поколение знает, чего хочет, не стесняется выражать свои мысли вслух, чётко различает права и обязанности и прочее. Честно говоря, я немного завидую их свободе.
Я родилась в середине 80-х годов в обычном селе. Моя мама работала бухгалтером на предприятии, а папа трудился в колхозе инженером. В общем, обычная среднестатистическая семья. Деньгами я не интересовалась. Да и видела я загадочные бумажки, только когда бабушке приносил пенсию местный почтальон. Бывало, что родители годами не получали зарплату, но работали по-прежнему. Сейчас это не укладывается в рамки нашего теперешнего восприятия. По тем меркам мы жили богаче чем, городские: у нас были куры, соответственно, - яйца, свиньи - это мясо, и корова - молоко, а также безразмерный огород, на котором я и проводила почти все свои летние каникулы.
Воспоминания из моего детства весьма отрывочны. Помню, мне купили платье сочного жёлтого цвета, и тут как назло за окном начался ливень. Что делают деревенские детишки по его окончании? Конечно, надевают резиновые сапоги и идут измерять лужи. Потеряв равновесие, маленькая четырёхлетняя девочка плюхнулась в самую большую лужу около своего дома. Что было с платьем, я не помню. Но своё заслуженное наказание не хочу даже озвучивать...Это и понятно, ведь новое платье - это большой дефицит в то время.
Маленькие голубые туфли, настоящие, лакированные. Я носила их бесконечно долго. Ненависть к ним все росла, и я решила от них избавиться. Почти 40 лет назад покупку новых туфель можно было оправдать только тем, что старые изжили себя. Я пыталась их истоптать, сбить носок, смять пятку. Но у меня не получилось НИЧЕГО! Удивительное качество, сейчас купить вещи такого качества могут позволить себе немногие.
Однажды бабушка прибежала домой и, с трудом отдышавшись, крикнула мне: "Бежим!" Оказывается, в наш сельский магазин привезли деревянные стулья, небольшое их количество, и первые узнавшие об этом уже топтались в очереди. Нам хватило целых 4 стула! Бабушка героически сказала: "Как хочешь, но дотащить мы их должны!" Моя седовласая подружка плелась под грузом трёх стульев, мне достался только один, но какой это был труд для меня!
Жевательная резинка! Невиданное чудо, которое показывали нам городские ребята, приехавшие к бабушкам и дедушкам на каникулы. "Ни в коем случае! - безапелляционно заявила мама. - Это наших детей иностранцы травят!" Первая жвачка, ароматная, завлекающего мятно-зелёного цвета - настоящее преступление, тайком от родителей, без их разрешения. Жевали дружно - все по очереди- одну и ту же жвачку. Спустя время мамино сердце оттаяло и она начала покупать безопасную, русскую резинку, что одно и то же...внимание! у цыган!!! Жевала её несколько дней, на ночь приклеивая к кровати, ведь в упаковке было всего лишь 5 пластинок. Кажется жвачка называлась "Клубника" или что-то вроде того. У неё в отличие от забугорской был один значительный минус - она быстро крошилась и из неё плохо надувались пузыри.
Однажды крёстная ехала в областной центр и предложила мне выбрать подарок, который она мне привезёт. Это один из шоколадных батончиков, которые до сих пор красуются на полках в магазинах или...внимание! банан! Так вот это стало поводом для бессонной ночи: выбор был непростой.
Меня, тяжело больную, спросили, что мне хочется больше всего, и я попросила фломастеры! Как сейчас помню, набор из 6 штучек, они очень долго рисовали. А на Новый год я заказала Дедушке Морозу видеокассету. Все сельчане ходили в местный клуб и с упоением смотрели произведения индийской киноиндустрии. Потом появились первые видеомагнитофоны - сначала у более обеспеченных людей, вещь-то раритетная. Мы смотрели одни и те же фильмы по нескольку десятков раз, менялись кассетами. Простой магнитофон появился значительно раньше. Показателем крутизны был звук - включали на всю громкость, так, что было слышно на другом конце деревни.
Ели в основном картошку. Картошка, сало, летом - огурцы, помидоры и зелёный лук. На десерт ели хлеб, помазанный подсолнечным маслом с ярко выраженным запахом, посыпанный сахаром. Раз в неделю предприимчивая семья на телеге, запряжённой лошадью, привозила мороженое в стаканчиках, розовое, вкусное, никогда потом больше такого вкусного не ела. Другая семья, как сейчас помню, по четвергам привозила хлебобулочные изделия, набирали помногу, пока доходили до дома, половина уже была съедена. Бабушка не была спокойна, если дома не было мешка насушенных кусочков хлеба - давали о себе знать воспоминания о войне и страх снова испытать голод.
Я ещё не ходила в школу, когда мама мне купила значок октябрёнка, на котором был выгравирован дедушка Ленин. Когда я должна была стать октябрёнком, эту традицию отменили, пионерия исчезла ровно в тот год, когда мне должны были повязывать на шею красный галстук. Это была личная трагедия. В этот же год отменили школьную форму, к несказанной радости наших мам, ведь, чтобы постирать манжеты и воротнички, их нужно было "распороть", как говорили в селе, а потом снова пришить. Как сейчас помню, начальную школу я закончила в вязаном красном платье с белыми полосками.
Каждый год всей семьёй ходили на первомайскую демонстрацию. 86-й не стал исключением. Разноцветные шары, марш, мороженое. 2-го мая я играла в песочнице, посыпал мелкий дождик, мама выскочила из дома, схватила меня в охапку и унесла с улицы: в этот момент ей, да и всем непосвящённым людям, наверное, стало известно о трагедии на Чернобыльской АЭС.
Книги - целый мир для маленькой меня. Помню, для меня выписали "Весёлые картинки". Взрослым однажды не нашлось времени, чтобы прочитать мне журнал. Они иронично сказали: "Учись читать сама". Задолго до школы я научилась считать с помощью своей тёти и "Кассы букв и слогов". За "Весёлыми картинками" и "Мурзилкой" сразу же последовала толстая серая книга "К.И.Чуковский. Избранное". Мне жаль было возвращать книгу в библиотеку, хотелось читать её снова и снова. Потом последовало множество других книг, наиболее понравившиеся подвергались неоднократной перечитке, например, "Динка" Валентины Осеевой была затёрта практически до дыр. Я до сих пор не понимаю почему мой ребёнок не любит читать. Разве блогеры, челенджи, пранки и всё в этом роде могут заменить уютный вечер с книгой, особенно когда за окном ревёт вьюга или льёт дождь?
Наши дети не хуже, не лучше, они другие. Но мне почему-то кажется, что нет ничего лучше моего советского детства.
Напишите в комментариях, что вы помните из своего советского детства.
Источник фотографий советского периода: vk.com/my_is_cccp
+