После того как испанский король Чарльз I подписал указ, разрешающий рабовладельческим судам плыть напрямую из Африки в Америку, количество живого груза в трансатлантических рейсах выросло почти в десять раз. И стало началом страшного времени для многих людей с темным цветом кожи.
Судьбоносный указ
Указ был подписан в августе 1518 года. И он ознаменовал новый этап в трансатлантической работорговле. Теперь порабощенных людей можно было доставлять в Америку без прохождения через европейские порты, а это резко увеличило количество перевозимых рабов. Не так давно историкам удалось найти новые подробности самых первых таких путешествиях.
Сведения о самых ранних известных транспортировках невольников обнаружили историки Марк Игл и Дэфид Уит. Это первые восемнадцать прямых рейсов в Америку, которые были осуществлены практически сразу же после подписания Карлом I судьбоносного разрешения.
Ухудшение ситуации
Конечно, нельзя сказать, что работорговля появилась только в 1518 году, но именно изменения в законодательстве привели к ее невероятному росту. До этого момента на испанских судах, прибывающих в Пуэрто-Рико или Эспаньолу, могло быть как один-два раба, так и 30-40. Но не больше. После 1518 года ситуация резко меняется. Теперь одно судно может перевозить от 200 до 300 невольников. Как говорит Уит, профессор истории в Университете штата Мичиган, именно в этот период начинаются те самые жуткие факты о перевозке рабов. Например, очень часто люди выбрасывались за борт, чтобы больше не голодать и прекратить свои муки. Обеспечивать всем необходимым такое огромное число невольников было просто невозможно.
Сегодня также очень трудно понять, из каких именно частей Африки были пленники. Связано это с тем, что людей захватывали на материке, а уже затем доставляли в островные порты, где продавали испанским морякам для отправки в Америку.
При этом практически никто в наше время не делает акцент на том, что продавали рабов свои же соплеменники. Европейцы не бегали по Африке и не отлавливали рабов, они покупали товар у самих аборигенов, без зазрения совести продававших своих единоверцев.
Самый известный колониальный порт
Очень много невольников доставлялось из Сан-Томе. Это был колониальный островной порт у западного побережья Африки. Сан-Томе был основан португальцами примерно в середине 15-го века.
До 20-х годов 16-го века португальцы отправляли африканских рабов на острова в Восточной Атлантике, где они должны были работать. Кроме того, испанские корабли доставляли плененных аборигенов на Пиренейский полуостров, отсюда часть несчастных переправляли на Карибы.
Испанцы нуждались в большем количестве африканский рабов, так как туземцы, которых они ранее порабощали, умирали от европейских болезней и колониального насилия. Это стало одной из причин подписания злополучного указа 1518 года.
Хотя не ясно, сколько плененных африканцев прошло через Сан-Томе в 20-х годах 15-го века, Уит считает, что их количество исчисляется тысячами.
Раб, получивший свободу через суд
У исследователей не так много информации из первых рук о жизни африканцев в Америке этого периода. И это неудивительно: рабы были безграмотны, а их хозяева не спешили писать мемуары о подневольных.
Но есть одно исключение. это Родриго Лопес, африканский невольник, который несколько раз бежал из плена, но был пойман и снова сделан рабом. Не удивляйтесь тому, что у него испанское имя. Хозяева не желали тратить время на то, чтобы выучить ложно выговариваемые имена чужой нации, и просто переименовывали своих пленников.
Лопес попал в Америку в 20-х годах 16-го века, ему очень повезло, так как он мог читать и писать на латыни. Эти навыки позволили ему составить протест против своего поработителя. Как ни удивительно, но в 30-х годах ему вернули свободу.
«Это необычный случай, потому что у нас есть не только человек, который имел очень высокий статус среди порабощенных людей на островах Кабо-Верде, - говорит Уит, - но также потому, что он предъявил иск, требуя свободы. Документ дошел до нашего времени, и это действительно уникальная бумага».
Лопес в своем прошении объясняет, что один из бывших сотрудников его хозяина похитил его ночью и продал в рабство. Это было незаконно, утверждал Лопес, потому что на тот момент он стал свободным человеком. Однако большинство порабощенных людей не имели возможности подать в суд и получить свободу. Несмотря на это, в те годы еще не было такой твердой связи между расой и статусом раба. Было много темнокожих поселенцев, которые были совершенно свободны.
Типичный раб
Если попросить вас описать раба того времени, вы наверняка опишете человека с черным цветом кожи. Но было много порабощенных людей и других рас. Также было нормально, что в Атлантике темнокожие свободные люди жили в достатке и занимались собственным делом.
Судебные разбирательства
Уит в этом году опубликовал свое масштабное исследование в книге «От галеонов до высокогорья: маршруты работорговли в испанской Америке». В рамках проекта ученый потратил много времени на изучение испанской судоходной документации, а также судебных процессов, проходивших в Карибском бассейне и связанных с транспортировкой невольников.
Большая часть судебных процессов при этом связаны либо с коррупцией, либо с недовольными инвесторами.
По делу о коррупции привлекались чиновники, которые разрешали нелегальные перевозки рабов. А инвесторы шли в суд, когда теряли свои деньги на рейдах. Как видите, тут и речи не шло о том, чтобы сами рабы подавали иски и пытались добиться свободы через суд. К рабовладельцам никаких претензий не предъявлялось.
Зато инвесторы очень часто обвиняли капитанов в потере груза. И речь идет не о бочках и древесине, а о людях. За тех невольников, которые не пережили путешествие, отвечал капитан. Если почитать объяснительные таких морских волков, то легко заметить, что они говорят о погибших людях как о простом товаре, без эмоций и чувств. Для них невольники не были равными существами.
Позднее, чтобы быть подготовленными к судебным тяжбам, капитаны назначали специальных людей, которые записывали, от чего умер раб и кому он принадлежал. Историки говорят, что читать подобные отчеты иногда бывает попросту жутко.
Перевозка рабов сопровождалась не только голодом, но и различными телесными наказаниями за неповиновение. Люди ютились в маленьких душных каютах. Не забывайте и про дефицит пресной воды. Условия были кошмарными.