Тут вокруг нескольких моих студийных фотографий состоялась небольшая дискуссия. По ее результатам я пришел к выводу, что среди товарищей по цеху есть серьезное недопонимание того, что такое фотография и как она работает применительно к задачам освещения мероприятий и иллюстрации новостей.
На эту мысль меня натолкнули вот эти два комментария:
Постановка вопроса «сделайте аналогичное» тут несколько неуместна. Поскольку мы здесь в основном собрались из-за репортажной съемки, причем до того многие и фотоаппарат в руках не держали, то логично предположить, что большинство никогда не работало в студии, и из света максимум, что имеет — одну выносную вспышку. А скорее всего и ее нет — только встроенная. Сам понимаешь, с такими вводными повторить твой кадр непросто.
Точно. Более того, я не собираюсь становиться фотографом. Основной мой инструмент фотографирования это телефон. Фотоаппарат, мыльницу, использую только из-за возможности приближения.
Отвечу развернуто.
Репортажная фотография — это не отдельная планета во вселенной фотографии. А съемку на телефон нельзя противопоставить съемке на фотоаппарат. Это все очень сильно взаимосвязанные вещи. Нужно стараться понять, как сделана та или иная фотография и применять полученное понимание в тех прикладных задачах, которые мы решаем.
Профессионал отличается от непрофессионала не тем, что постоянно снимает шедевры. Отличие профессионала в том, что он выдает предсказуемый результат. Конечно, предсказуемо поганые снимки никому не нужны. Нужны предсказуемо годные. А предсказуемость достигается только пониманием того, что делаешь вообще, того, что делать в той ситуации, в которую попал здесь и сейчас, и богатым арсеналом приемов.
Для меня фотографии, с которых начался разговор (одна из них — в начале статьи), интересны именно тем, что в них реализованы принципы и приемы, которые я случайно открыл, подсмотрел, получил на практике в ходе съемки репортажа, а потом смог осознанно воспроизвести в студии. Самое ценное в этих снимках — осознанность. Я совершенно точно понимал, что и зачем делаю. Вот об этой осознанности и идет речь, когда я предлагаю вам попробовать снять в таком стиле. Первая же попытка покажет, чего именно не хватает в вашей картине понимания работы техники, света, оптики, фотографа.
Причем совершенно не нужно для этого идти в студию, где есть масса источников света, фоны и так далее. Попробуйте снять то же самое дома. Нужны темная (не обязательно черная) стена, светодиодная лампа на 15 Вт и любая камера, хоть телефон. Задача — получить фото в подобном стиле. Скорее всего, с первого раза не получится. Но с первого раза не получится и в студии. При всем арсенале источников и фонов, которые там есть, даже если я покажу схему света и вы ее выставите точно так же. Собственно, это самое важное: недостаточно повторить техническую составляющую. Нужно понять, как это все вместе работает. Вот тогда получится нужный результат с тем оборудованием и в той обстановке, что есть в наличии. А ведь в репортаже мы все время находимся в ситуации, когда набор оборудования и обстоятельства у нас жестко заданы. И нужно знать, как действовать в этих заданных условиях. Можно действовать по наитию, но тогда о предсказуемости результата говорить не приходится.
Чтобы было понятно, что я имею в виду, говоря об осознанности, покажу, как пришел к этим снимкам.
В 2016 году я впервые случайно получил интересный эффект, провалив фон в черное и оставив на нем только несколько фигур. Тут еще даже речи не идет о проработанном объеме или правильно проэкспонированной коже. Фон провален в редакторе уже при постобработке. То есть эта находка была сделана не во время съемки.
На следующий год я уже более осознанно применил этот прием, заметив, как хорошо композиционно сложились светлые полоски и пятна на темном фоне. Однако лицо и руки по-прежнему не проработаны и «вытянуты» в Лайтруме.
В конце 2017 года произошел прорыв. Я смог без обработки, только настройками камеры добиться качественной проработки лица. Без пересветов, провалов, с мягкими переходами от темных частей лица к светлым. То есть постепенно я начал подходить к пониманию разницы между понятиями мягкий/жесткий и контрастный/неконтрастный.
2018 год ушел на то, чтобы закрепить навык съемки проработанного объема лица без резких переходов и пересветов/провалов. А также на объединение эффекта проработанного лица с эффектом проваленного фона. Пока много работы приходилось на Лайтрум. Но зато я научился бороться с бликами. Разобрался, что собой представляет кожа с точки зрения программы обработки изображений. Параллельно я стал гораздо лучше понимать как взаимодействуют модель, свет и фон в зависимости от расстояния между ними.
Недавно я снимал фестиваль кельтской арфы АрфаVita. Фон в зале был темный, почти черный. Свет театральный — жесткий, направленный, сверху и по бокам. И вот тут у меня все соединилось. Я уже знал, как буду снимать музыкантов, какого эффекта буду добиваться, на чем надо заострить свое внимание, чтобы потом меньше и проще обрабатывать в Лайтруме. Как не получить выбитые в белое руки, лбы и светлые элементы инструментов под прожектором и при этом проработанные детали в остальных частях кадра. Я знал, что при обработке уйдет в черное и на что можно не обращать внимание. Но самое главное — уже во время съемки я знал, каким будет результат на выходе! Я знал, какую картинку получу.
Но на всем протяжении этого пути с 2016 по 2019 год я снимал репортаж в тех условиях, которые были мне заданы. Я учился работать с темным фоном, ярким светом, кожей разных оттенков. И вот настал последний этап. Я пошел в студию и воспроизвел все это сам, своими руками, искусственно. Понимая, как работают и взаимодействуют фон, свет, кожа, модель, камера. До этого я много раз снимал в студии, но ни разу такого уровня понимания того, что делаю, не было. Да вообще никакого не было. Я просто ставил свет, как учили на семинарах, и пытался получить картинку, хотя бы близко похожую на то, что видел у других фотографов. И, естественно, получалась ерунда. Впервые, я шел в студию, зная, что буду делать, и зная, какой будет кадр на выходе. И я получил ровно тот кадр, который задумал до похода в студию. Причем, что важно, этот кадр был таким, как задумано, еще до попадания в Лайтрум.
Надеюсь, теперь стало понятнее, как и над чем можно работать, снимая репортаж. Обращаю внимание, что это общий принцип, а не конкретная методика тренировки репортажного фотографа. Кому-то может быть интересно что-то другое, не обязательно съемка лица на темном фоне. Важно, что вы начинаете вдумываться: А что и как взаимодействует в кадре? Как это работает? И начинаете снимать осмысленно, а не полагаться на слепую удачу. Это главное.
PS.
Кстати, к вопросу о том, что кто-то снимает только на телефон. Вот этот кадр сделан на телефон. Но с пониманием всего, описанного выше. Без него лицо было бы чисто белым, а щека — равномерно темной. С резкой ганицей посередине. Но, глядя на ярко освещенное солнцем, почти белое, лицо девочки, я уже видел в голове готовый законченный кадр. Потому что понимал, как соотносится то, что видят мои глаза, то, что видит камера, и то, какой должна быть готовая фотография. Оставалось только выкрутить до предела в минус экспозицию в камере смартфона. Так что забудьте про то, что «у других нету под рукой студии и крутой камеры». Понимание принципов важно всегда.
Вот так видит эту сцену невооруженный глаз и камера с настройками по умолчанию. Из этого никакой обработкой уже ничего не вытянешь. А представьте, что у вас на конференции спикер сидит у окна и из окна на него жарит яркое солнце? Кстати, я знаю один конференц-зал с большими окнами, где такая ситуация постоянно.