Найти тему
РЕЧЬ-PRO

Логопедический диагноз: что с ребёнком?

Оглавление

Большинство родителей осознают, что с речью ребёнка не все в порядке, но главное, по мнению взрослых, что малыша понимают родственники. А остальное – это лишь особенности ребёнка. Когда родитель слышит логопедический диагноз, первая эмоция, овладевающая взрослым – злость. Мать или отец начинают сомневаться в профессионализме логопеда, считая, что ребёнка недооценили: малыш долго ждал своей очереди, растерялся в новой обстановке, хотел спать, есть, пить. Отрицание ситуации – нормальная реакция родителя, ведь собственный ребёнок самый лучший.

Какие бывают диагнозы?

Существует клинико-психологическая и психолого-педагогическая систематизация нарушений речи. Эти классификации не отрицают друг друга, а взаимодополняют. Клинические диагнозы основываются на причинах нарушения, на основании которых строится дальнейшая коррекционная работа. В основе педагогических диагнозов кроются проявления и симптомы нарушений.

Клинико-педагогическая классификация включает дефекты устной и письменной речи. Распространенными диагнозами, характеризующими нарушения устной речи, являются:

  • дислалия – дефект звукопроизношения при здоровом слухе и нормальной связи ЦНС и речевых мышц;
  • дизартрия – нарушение звукопроизношения при недостаточной нервной связи речевого аппарата с головным мозгом;
  • алалия – отсутствие либо недоразвитие речи из-за органического поражения мозга;
  • ринолалия – нарушение речевой функции обусловлено физиологическими дефектами органов речи;
  • заикание – речевое нарушение, вызванное судорогами мышц артикуляционного аппарата;
  • афазия – полная либо частичная утрата речевой функции, вызванная локальными поражениями мозга;
  • дисфония – нарушение голоса (высоты, силы, тембра).

При нарушении темпа речи диагностируется:

  • брадилалия – замедление темпа речи;
  • тахилалия – ускоренный темп речи;
  • парафразия (баттаризм) – искаженное формирование фразы при нарушениях речевого внимания;
  • полтерн – ускоренная речь, сопровождающаяся запинками, произвольными паузами.

Нарушения речи письменной подразделяются на:

  • дисграфия – неправильность процесса письма;
  • дислексия – дефекты процесса чтения.

Практически у каждого клинического диагноза встречается несколько форм.

Когда речь идёт о педагогических диагнозах, правильнее использовать понятие «логопедическое заключение», так как в педагогике диагнозов не существует. В психолого-педагогическую классификацию входят следующие нарушения:

· фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение восприятия и произношения фонем;

· общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех компонентов речи;

· Задержка речевого развития (ЗРР) – несоответствие уровня речевого развития возрасту ребёнка.

К тяжёлым нарушениям речи, требующим длительной коррекционной работы, специалисты относят дизартрию, алалию, афазию, ринолалию, заикание.

Что делать родителям?

-2

В первую очередь родителям следует справиться со своими чувствами и рассуждать трезво. Заключение логопеда не должно вызывать чувство вины. Каждый взрослый понимает, в случае проблем со здоровьем, необходима специализированная помощь: аппендицит сам не рассосётся, больные почки нуждаются в наблюдении нефролога, а для коррекции зрения необходимо обратиться к офтальмологу.

Часто родителей посещают мысли, что они плохие, либо логопед незнающий, либо ребёнок какой-то не такой. Конечно, дела обстоят абсолютно иначе. Такие негативные мысли нельзя допускать, так как они сильно мешают коррекционному процессу.

Некоторые родители пытаются самостоятельно справиться с трудностями, считая, что прочитав несколько книг и посмотрев парочку видеоуроков. Ошибочно считать, что после такой «подготовки» можно скорректировать любое речевое нарушение. Непрофессиональный подход к преодолению речевых дефектов в 99 % случаев грозит укоренением нарушения и присоединением сопутствующих осложнений.

Если специалист выявил какое-либо нарушение, не следует переживать и опускать руки. Чем оперативнее родители начнут действовать, тем быстрее ребёнок сможет полноценно общаться с окружающим миром.

Более подробно о диагнозах и способах устранения читайте в следующих публикациях.

Вступайте в группу РЕЧЬ-PRO в Одноклассниках https://ok.ru/rechpro

и ВКонтакте https://vk.com/rechpro

Присоединяйтесь! Будет интересно)