Большинство родителей осознают, что с речью ребёнка не все в порядке, но главное, по мнению взрослых, что малыша понимают родственники. А остальное – это лишь особенности ребёнка. Когда родитель слышит логопедический диагноз, первая эмоция, овладевающая взрослым – злость. Мать или отец начинают сомневаться в профессионализме логопеда, считая, что ребёнка недооценили: малыш долго ждал своей очереди, растерялся в новой обстановке, хотел спать, есть, пить. Отрицание ситуации – нормальная реакция родителя, ведь собственный ребёнок самый лучший.
Какие бывают диагнозы?
Существует клинико-психологическая и психолого-педагогическая систематизация нарушений речи. Эти классификации не отрицают друг друга, а взаимодополняют. Клинические диагнозы основываются на причинах нарушения, на основании которых строится дальнейшая коррекционная работа. В основе педагогических диагнозов кроются проявления и симптомы нарушений.
Клинико-педагогическая классификация включает дефекты устной и письменной речи. Распространенными диагнозами, характеризующими нарушения устной речи, являются:
- дислалия – дефект звукопроизношения при здоровом слухе и нормальной связи ЦНС и речевых мышц;
- дизартрия – нарушение звукопроизношения при недостаточной нервной связи речевого аппарата с головным мозгом;
- алалия – отсутствие либо недоразвитие речи из-за органического поражения мозга;
- ринолалия – нарушение речевой функции обусловлено физиологическими дефектами органов речи;
- заикание – речевое нарушение, вызванное судорогами мышц артикуляционного аппарата;
- афазия – полная либо частичная утрата речевой функции, вызванная локальными поражениями мозга;
- дисфония – нарушение голоса (высоты, силы, тембра).
При нарушении темпа речи диагностируется:
- брадилалия – замедление темпа речи;
- тахилалия – ускоренный темп речи;
- парафразия (баттаризм) – искаженное формирование фразы при нарушениях речевого внимания;
- полтерн – ускоренная речь, сопровождающаяся запинками, произвольными паузами.
Нарушения речи письменной подразделяются на:
- дисграфия – неправильность процесса письма;
- дислексия – дефекты процесса чтения.
Практически у каждого клинического диагноза встречается несколько форм.
Когда речь идёт о педагогических диагнозах, правильнее использовать понятие «логопедическое заключение», так как в педагогике диагнозов не существует. В психолого-педагогическую классификацию входят следующие нарушения:
· фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение восприятия и произношения фонем;
· общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех компонентов речи;
· Задержка речевого развития (ЗРР) – несоответствие уровня речевого развития возрасту ребёнка.
К тяжёлым нарушениям речи, требующим длительной коррекционной работы, специалисты относят дизартрию, алалию, афазию, ринолалию, заикание.
Что делать родителям?
В первую очередь родителям следует справиться со своими чувствами и рассуждать трезво. Заключение логопеда не должно вызывать чувство вины. Каждый взрослый понимает, в случае проблем со здоровьем, необходима специализированная помощь: аппендицит сам не рассосётся, больные почки нуждаются в наблюдении нефролога, а для коррекции зрения необходимо обратиться к офтальмологу.
Часто родителей посещают мысли, что они плохие, либо логопед незнающий, либо ребёнок какой-то не такой. Конечно, дела обстоят абсолютно иначе. Такие негативные мысли нельзя допускать, так как они сильно мешают коррекционному процессу.
Некоторые родители пытаются самостоятельно справиться с трудностями, считая, что прочитав несколько книг и посмотрев парочку видеоуроков. Ошибочно считать, что после такой «подготовки» можно скорректировать любое речевое нарушение. Непрофессиональный подход к преодолению речевых дефектов в 99 % случаев грозит укоренением нарушения и присоединением сопутствующих осложнений.
Если специалист выявил какое-либо нарушение, не следует переживать и опускать руки. Чем оперативнее родители начнут действовать, тем быстрее ребёнок сможет полноценно общаться с окружающим миром.
Более подробно о диагнозах и способах устранения читайте в следующих публикациях.
Вступайте в группу РЕЧЬ-PRO в Одноклассниках https://ok.ru/rechpro
и ВКонтакте https://vk.com/rechpro
Присоединяйтесь! Будет интересно)