Найти в Дзене
Ramananda

Уменьшение влияния материальных гун на преданное служение. Практика

Оглавление

взято с anartha.ru

Уменьшение влияния материальных гун на преданное служение. Практика

Практическая методика, направленная на уменьшение влияния материальных гун на наше преданное служение на основе анализа ШБ 4.20.8:

йа эвам сантам атманам атма-стхам веда пурушах

наджйате пракрити-стхо 'пи тад-гунаих са майи стхитах

йах - каждый, кто; эвам - так; сантам - существующий; атманам - индивидуальную атму и Верховную Личность Бога, Параматму; атма-стхам - находящихся в теле; веда - знает; пурушах - человек; на - никогда не; аджйате - попадает под влияние; пракрити - в материальной природе; стхах - находящийся; апи - хотя; тат-гунаих - материальных гун природы; сах - такой человек; майи - во Мне; стхитах - пребывающий.

Человек, обладающий полным знанием о Параматме и атме, даже находясь в царстве материальной природы, никогда не попадает под влияние материальных гун, ибо он постоянно занят трансцендентным любовным служением Господу.

Тика (краткие размышления и выводы ):

1. Самбадха (взаимоотношения Господа, Его энергий и дживы(души)):

a. Для того, чтобы преданное служение было постоянным, необходимо изучать знания о Параматме и атме и через такое изучение придёт вкус к преданному служению

b. Без вигьяны(реализованного знания) о душе и сверхдуше преданное служение:

i. Не будет постоянным

ii. В нем будет преобладать ритуализм

iii. Будет окрашено кармой, гьяной, т.е. не будет чистым

c. Если есть проблемы с постоянством бхаджана и его ритуализме -причину нужно искать в том, что мы ушли (или еще не поднялись) с платформы души (духовного разума как минимум) на платформу материального разума(ума) и наше преданное служение окрашивается материальными гунами (благость, страсть, невежество).

d. Для осознанного перехода на более высокий уровень преданного служения, кроме изучения тем о Параматме и атме, а также практическом применении этого знания нужно получить достаточно сильную долю разочарования от служения под воздействием нижних гун страсти и невежества.

2. Абхидея(описание пути, необходимые качества для достижения цели)

1. Необходимо выбрать те имена Господа, которые будут развивать у нас:

a. Духовный разум, помогающий превратить в вигьяу знания о Параматме и атме:

i. Нитьянанда:

1. сагунах гунинам варах – обладатель трансцендентных качеств, достойнейший из достойных

2. сарва-агама-майях – тот, в ком покоятся все шастры (священные писания)

3. гьяна-дах – податель трансцендентного знания

ii. Гауранга:

1. СУДХИХ -Он обладает высшим разумом

2. БУДДХИХ - Он – разум

3. ПАТУХ - Он в высшей степени разумный и умный

4. ДХИРА-БУДДХИР - и становится разумом святых преданных

5. БУДДХО-ДО - Он укрепляет разум Своих преданных

6. БУДДХИ-ВАРДХАНАХ - и Он увеличивает разум преданных

iii. Радхарани

1. Буддхи -она разум

iv. Кришна

1. Параматма — Сверхдуша, повелитель всех живых существ

2. Маха-буддхи - Господь Кришна в высшей степени разумен

3. Гахана - Его рассуждения очень разумны и могут быть поняты лишь мудрецом

v. Баларама

1. Параматма и Антаратма - Сверхдуша в сердце каждого

2. Двития - Он отличен от индивидуальных живых существ

3. Самикшана - самый мудрый и разумный

4. Гьяпака – величайший учитель

5. Адхьятмака – он в сердце каждого

b. Вкус к преданному служению:

i. Нитьянанда:

1. ками – влюбленный

2. нитьянанда-авадхутах – вечно блаженный Господь, запредельный социальным условностям

3. йоги йога-видхата – связанный со Шри Кришной Чайтаньей и связывающий с Ним других узами йоги

ii. Гауранга:

1. Прита — Ему можно доставить удовольствие преданностью

2. Бхактабхимата-рупа-дхрик — Он принимает ту форму, которая доставляет удовольствие Его преданному

3. САДХАНА-ПРИЙАХ - Он получает удовольствие от усилий преданных

iii. Радхарани

1. вену-гита-винодини- Она испытывает огромное удовольствие, слушая песни флейты

2. кришна-дхйана-парайани - Радха самозабвенно медитирует на Шри Кришну

3. Кришна-тошана-тат-пара- Она предана Своему делу—доставлять удовольствие Господу Кришне

4. Хари-тошана-тат-пара - посвятила Себя Его удовольствию

5. раса-гйа расика татха - Она в совершенстве знает все тонкости этих сладостных вкусов и искусна в наслаждении ими

iv. Кришна

1. кшемананда-расакртих - Он воплощение нектара удачи и блаженных вкусов трансцендентной любви

c. желание убрать ритуализм:

i. Нитьянанда:

1. према-ананда-мада-унматта – опьяненный блаженством любви к Гауре

2. гаура-бхакти-раса-улласах – Шри Нитьянанда упоен вкусами преданного служения Господу Чайтанье

3. рома-анчита-калеварах – каждый волосок на Его теле стоит дыбом

4. матах – проявляющий симптомы божественного безумия в экстатической любви к Господу Гауре

5. према-ананда-пракашаках – являющий блаженство кришна-премы

6. раса-гьях раса-дата – знаток и податель расы

7. расананди – наслаждающийся трансцендентными взаимоотношениями в сознании Кришны

ii. Гауранга:

1. мада-гхурнита-лочанах – тот, чьи глаза вращаются в опьянении

iii. Радхарани

1. радхика раса-пурнада - Она самым совершенным образом одаривает других нектарными вкусами

2. нигудха-раса-саранги - Радха воплощает разнообразные формы сокровенных вкусов

iv. Кришна

1. Найка-карма-крит - Он наслаждается различными трансцендентными развлечениями, чтобы вкусить разнообразие духовной любви, которую испытывают к Нему разные преданные

v. Баларама

1. Вишва-дхарма- основоположник религии

2. Ананда - воплощенное блаженство

3. Амрита – подобен нектару

4. Судха-синдху – океан нектара

d. Постоянство:

i. Нитьянанда:

1. гаура-ашрайах – Шри Нитьянанда принял прибежище Гауры

ii. Гауранга:

1. САНДХЙАТА ДХЙАНА-КРИД ДХЙАНИ - Он непрерывно медитирует на Шри Кришну

2. ГАНА-МАНЙО ХЙ - Он непрерывно повторяет Имена Господа Кришны

iii. Радхарани

1. Стхити и Стхана-рупа -пстоянство

iv. Кришна

1. Таттвавит - Он непрерывно наслаждается такими духовными взаимоотношениями

e. Желание убрать влияние гун материальной природы:

i. Нитьянанда:

1. лауха-данда-дхарах – Шри Нитьянанда орудует железным посохом

2. гуна-атитах гуна-майях – Шри Нитьянанда исполнен совершенств и запределен мирским качествам

3. коти-инду-ваибхавах – охлаждающий, как миллионы лун

ii. Гауранга:

1. Бхешаджам - назначил лекарство – преданное служение Господу Кришне, исцеляющее от болезни материального невежества

iii. Радхарани

1. Джаганнатха - Она – царица вселенных

2. Наракарнава-самхантри и Наракарнава-нашини - Она осушает океан адских страданий

iv. Кришна

1. Говиндам патих- Своим духовным сиянием Он устраняет все препятствия с пути Своих преданных

v. Баларама

1. Папа-гхна - Он избавляет от грехов

2. Ниргуна - Он превыше материальных гун

f. Разочарование в наслаждениях материального мира:

i. Нитьянанда:

1. патита-прана-дах – Шри Нитьянанда пробуждает к жизни падшие души этого бренного мира

2. нри-доша-даршинах сада – вечный свидетель грехов человеческих

ii. Гауранга:

1. ТРИША-ХАРАХ - устраняет в преданных жажду к мирским удовольствиям

2. Арти-хаОн разрушает материальные страдания

iii. Радхарани

1. Духкха-хантри и Духкха-хара -прекращающая страдания

2. Санньясеши - Она—царица отречения

iv. Кришна

1. Локеша — Он – Господь всех материальных планет

v. Баларама

1. Ниранджана - Его не затрагивает материя

2. Бандха-мокши - спасающий из материального рабства

2. Служение Лотосным стопам Божеств:

1. Духовный разум, помогающий превратить в вигьяу знания о Параматме и атме:

§ Медитация на изображение Параматмы (реализация шлоки

ШБ 2.2.13

Начинать медитировать нужно с Лотосных Стоп Господа, постепенно переводя взор на Его улыбающееся лицо. В процессе медитации следует сосредоточить внимание сначала на Лотосных Стопах, затем на икрах, бедрах и так постепенно переводить взгляд все выше и выше. Чем больше ум сосредоточивается на различных частях тела Господа, тем сильнее очищается разум)

§ Созерцание лотосных стоп Господа со стороны помогает получить нам:

· Действительную истину о Господе

· Природу индивидуальной души

· Качества обусловленных душ

§ Медитация на знак «Полумесяц». Спонтанная молитва: О анантарья полумесяц, пожалуйста, помоги мне стать шудха-вайшнавом

2. Вкус к преданному служению:

· Предлагаем Лотосным стопам Божеств шлоку ШБ 10.12.12

Йоги могут в течение многих жизней совершать суровую аскезу, выполняя непростые требования ямы, ниямы, асаны и пранаямы. Со временем такие йоги научатся в совершенстве управлять своим умом, но и тогда вкус даже пылинки с Лотосных Стоп Верховной Личности Бога остается недоступным для них. Какими же словами описать великую удачу обитателей Враджабхуми, Вриндавана, которые жили вместе с Самим Господом, Верховной Личностью, и воочию видели Его?

Спонтанная молитва: О удачливые обитатели Враджабхуми, Вриндавана! Дайте мне хотя-бы крупицу того вкуса к преданному служению, которым вы обладаете!

· Медитируя на Лотосные стопы Господа Чайтаньи предлагаем Ему следующую цитату из «Чайтанья-чандрамриты:

В Лотосных Стопах Господа Чайтаньи, которым поклоняются Брахма и Шива, безбрежный нектарный океан сокровенных вкусов восхитительной чистой любви к Кришне. Святые и преданные должны всегда медитировать на эти Стопы, принять их прибежище, опьянеть от любви к ним и петь им славу.

Предлагаем Лотосным стопам Господа Чайтаньи свою спонтанную молитву.

· Чарана ручира - Лотосные Стопы Господа исполнены удивительных духовных вкусов. Повторяя на джапе-мале это имя, мы должны медитировать на Лотосные Стопы, как на обитель чудесных духовных вкусов.

Наше сердце должно быть подобно открытому сосуду, в который бы вливались эти чудесные вкусы, которыми наполнены Лотосные Стопы Господа. Чувствуя необходимость испытать чистый духовный вкус, который будет выражаться необычайным воодушевлением и энтузиазмом в практике преданного служения, мы должны молить о том, чтобы Господь даровал нам хотя бы крупицу этого удивительного духовного вкуса, даже часть которого побеждает все вкусы материального мира. Великая ценность Лотосных Стоп — чувство дрожащей привязанности к ним, оно невозможно без ощущения духовного вкуса. Этот вкус великий дар Господа, который делает нашу духовную жизнь и, в частности, сам процесс служения Лотосным Стопам живым и динамичным.

· Медитация на знак «Рыба» с предложением молитвы: О анантарья рыба, пожалуйста, утверди присутствие Радхи и Кришны в моем уме

3. желание убрать ритуализм:

· Тараса – Пада - цветочная стрела.

Медитируя на Лотосные Стопы Господа, преданный ощущает духовное влечение – это есть результат милости, которая приходит от Лотосных Стоп. Эта милость есть цветочная стрела расы, которая пронзает нас, усиливая влечение в служении Лотосным Стопам. Однако преданный не всегда ощущает расу служения Лотосным Стопам в своей практике, но он должен горячо молить, чтобы цветочная стрела пронзила его сердце и дала этот столь необходимый духовный вкус, который побеждает все низшие материальные вкусы.

· Медитация на знак «Калаши». Спонтанная молитва: О анантарья калаши, пожалуйста, наполни мою джапу нектаром ананды

· Медитация на Говардхана-лилу - анантарья зонтик. Размышляем над этой лилой. Суть этой игры в том, что Кришна поднял холм Говардхан и собрал там всех жителей, чтобы созерцать их всех, находящихся в разных расах. Они созерцали Его трансцендентный образ, и Он созерцал их всех и одновременно пил из их сердец амриту — нектар бхакти. У каждого своя бхакти, и Кришна хочет пить нектар и из сердца каждого бхакты.

4. Постоянство:

· О анантарья восьмеугольник, пожалуйста, помоги мне достичь труднодостижимого, помоги мне развить постоянство в служении Лотосным стопам Господа

5. Желание убрать влияние гун материальной природы:

§ О анантарья концентрическая окружность, пожалуйста, одухотвори окружающую обстановку

§ О анантарья след от телячьего копытца, пожалуйста, уменьши мои проблемы до следа телячьего копытца

6. Разочарование в наслаждениях материального мира:

§ Предлагаем божествам шлоку ШБ 3.21.14:

Твои Лотосные Стопы - это тот корабль, на котором можно пересечь океан материального неведения. Лишь те, чей разум украден иллюзорной энергией Господа, поклоняются этим Стопам ради ничтожных и преходящих чувственных удовольствий, которые доступны даже существам, гниющим в аду. Но Ты, мой Господь, так добр, что даже таким людям даруешь Свою милость.

§ Просим Господа спонтанной молитвой о том, чтобы получить разочарование в наслаждениях материлаьного мира:

О Локеша! Я миллионы жизней кручусь в круговороте рождений и смертей и каждый раз испытываю страдания вызванные материальными телами, которые получаю по своему же желанию, пытаясь наслаждаться материальными объектами чувств. Твоя служанка Майа шикарно все устроила. Мои желания наслаждаться преобладают над желанием вырваться из круговорота самсары

1. Медитация на знак «ячменное зерно» на стопах божеств. Предлагаем молитву: «О анантарья ячменное зерно, пожалуйста, положи конец моей самсаре».

3. Служение Святому Имени:

1. Разочарование в наслаждениях материального мира:

§ Когда мы медитируем на Лотосные Стопы Намы Прабху, мы поклоняемся первой паре Харе Кришна, при этом размышляем над значением этой пары и выражаем стремление служить Господу через личную спонтанную молитву. Личная спонтанная молитва – это наш духовный зов, идущий от сердца. В соответствии с объяснениями ачарьев - вайшнавов прошлого, первое Харе Кришна означает стремление освободиться от материального рабства. Это стремление освободиться из круговорота рождений и смертей достигается через чувство разочарованности в материальной жизни. Таким образом, мы можем понять, когда мы медитируем на Лотосные Стопы Святого Имени (на первое Харе Кришна в Маха-мантре), мы должны думать об этом значении, став экаграта (единонаправленными, сосредоточенными).

Выраженные духовные истины должны незыблимо утвердиться в нашем сознании. В молитвенных обращениях мы должны говорить:

«О Лотосные Стопы Святого Имени, пожалуйста, помогите мне выработать чувство разочарованности в материальном мире. Без чувства разочарованности я не смогу быть целеустремленным и направленным в своем желании освободиться из круговорота рождения и смерти».

2. желание убрать ритуализм:

Когда любви еще нет, преданный может взращивать чувство заботы через интеллектуальную привязанность, отражающуюся в смиренной позиции «Я слуга Святого Имени», а также в понимании трансцендентных истин о Святом Имени.

Шридхара Свами в своих комментариях к «Бхагаватам» (6.3.24) говорит: «идам адарена шринван» — освобождение непременно придет к тому, кто с почтением и заботой слушает звуки Святого Имени.

Забота преданного выражается:

1) во внимательном, сосредоточенном служении;

2) в регулярности и постоянстве этого служения;

3) в бескорыстном отношении к субъекту заботы;

4) в принятии субъекта заботы, как центра жизни;

5) в понимании необходимости заботы о том, кому мы ее направляем;

6) в горячем желании (лаульям) служить субъекту заботы.

3. Желание убрать влияние гун материальной природы:

· Размышляя во время воспевания над нереализованными материальными планами, преданный невольно наполняется надеждой, что они исполнятся.

Мысли формируют настроение ума (тришна-абхинивеша), поглощенность материальными планами. Настроение и свою очередь питает мыслительный аспект ума, вызывая нескончаемую череду надежд, что будет вызывать невнимательность и потерю духовной цели при воспевании Святого Имени.

· Выработав дурную привычку размышлять во время воспевания над разрушенными материальными планами, преданный окрашивает свое сознание гневом, раздражением, досадой.

Все эти настроения ума вольно или невольно вплетаются в ткань воспевания, создавая оскорбления. Более того, даже если трудность преодолена, садхака во время воспевания обнаруживает, что прежние переживания и настроения возвращаются к нему, хотя причин для этого уже нет.

· Другая проблема оскорбительного воспевания — воспоминание прошлых событий, которые присутствуют в подсознании в форме васан. Ашуддха-нам (нечистое имя) активизирует эти васаны, отчего возникает тяга к прежнему образу мыслей и настроению. Так преданный продолжает оскорблять Святое Имя.

В «Харинама Чинтамани» объясняется, что невнимательное воспевание создает определенного рода иллюзии, вызывающие привязанность к богатству, женщинам, славе и т.д. Это один из аспектов иллюзии.

Другой ее аспект — обман самого себя. Он может выражаться в форме ощущения безобидности и незначительности мыслей о женщинах, богатстве и т.д., а также в неумении увидеть подмену мотива с духовного на материальный.

Иллюзия, вытекающая из невнимательного воспевания, порождает три вида заблуждений:

1) заблуждение в самодостаточности — это относится к не-правильному восприятию самого себя;

2) заблуждение относительно Святого Имени, Его роли в своей жизни, могуществе, влиянии, глубине восприятия Намы;

3) заблуждение относительно того, как надо служить Святому Имени.

Все эти виды заблуждений не дают возможности вырваться из цепких когтей оскорбительного отношения к Наме Прабху.

Осознав результат культивирования дурных привычек, описанных выше нужно предложить Лотосным стопам Шри Нама прабху искренние молитвы, направленные на искоренение этих привычек, вложив в их свой личный опыт.

ПРИМЕР: «О Шри Нама, отвернувшись от безграничного океана милости Шри Шри Радхи Кришны, я оказался во власти ума. Притворством, уловками и обманом он заставляет меня поверить в то, что я буду счастлив в этом мире несчастий. Связав меня веревками трех гун, он тащит меня из одного тела в другое. О Шри Радха, пожалуйста, даруй моему разуму осознание всего ужаса материального существования, которое не проникает в мое сердце из-за влияния ума».

4. Постоянство:

· Наша обязанность — молить Святое Имя, которое есть Варадарадги, царь всех благословений, о том, чтобы мы общались с Господом внимательно, чтобы наша вера росла и крепла, наши мотивы были чисты, а наша практика стала постоянной.

· Выделяя «Харе» в Маха Мантре периодически предлагаем молитву Шримати Радхарани: «О Шримати Радхика, даруй этой душе, сгорающей в огне нетерпения, драгоценную оправу терпеливого постоянства, обрамляющую бриллиант служения Шри Наме»

· Шри Радха помогает дать силу тапасьи. Любые обеты, которые твердо устремленный, стремящийся прийти к стопам Шри Шри Радхи и Кришны преданный, любые аскезы, которые он совершает, имеют свою важность и ценность, когда они непреклонны и постоянны. Именно шакти (сила духа), которая присутствует в разуме и уме, та сила духа, которая помогает успешно культивировать бхакти-тапасью в ее разных формах. Шри Радха дарует эту силу, поэтому бхакта должен молиться:

« О Шри Радха, прояви Свою благословенную потенцию через Свои Святые имена, даруй тем обетам, тем аскезам, которые я прохожу на своем уровне в соответствии с указаниями духовного учителя ту силу, которая необходима мне, даруй мне столь необходимую шакти»

5. Вкус к преданному служению:

· (Все ХАРЕ махамантры)— «О ХАРИ ! Ты похитил мое сердце, словно опытный лев, кроме Тебя в целом мире у меня больше никого нет!»

Тика: Здесь Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет слово ХАРЕ с точки зрения чувств Шримати Радхарани, как Тот кто похищает искусно сердце. Произнося эти слова Шримати Радхарани во время повторения и выделения восьми ХАРЕ махамантры мы должны просить Шри Кришну о том, чтобы Он забрал наше сердце и положил у Своих лотосных стоп, тогда даже несмотря на засилье анартх мы сможем испытывать удивительный вкус, который будет проявляться хотя и не очень часто, но будет давать огромный духовный заряд нашей намабхаджане, во всем нашем преданном служении. Кроме того Шримати Радхарани выражает здесь очень важную бхаву (чувство), а именно то, что Шри Кришна является единственным смыслом ее жизни, нет никого, кто был бы ей дорог, чем Шри Кришна. Конечно это представляет идеал чистой преданности, однако очень важно всегда держать этот идеал перед глазами, тогда мы сможем тянуться к нему. Это будет улучшать наше повторение Святого имени. Мы должны медитировать на эту бхаву, вознося молитву:

« О Господь Кришна –Ты самый дорогой, кто есть у меня, позволь мне искренне произнеси эти слова. Если я не честен, говоря что Ты самый дорогой для меня и центр моей жизни, тогда помоги увидеть мое лицемерие и неискренность, помоги искоренить их и сделать тебя центром всей своей жизни»

6. Духовный разум:

· «О Шри Нама, отвернувшись от безграничного океана ми­лости Шри Шри Радхи Кришны, я оказался во власти ума. Притворством, уловками и обманом он заставляет меня пове­рить в то, что я буду счастлив в этом мире несчастий.Связав меня веревками трех гун, он тащит меня из одного тела в дру­гое. О Шри Радха, пожалуйста, даруй моему разуму осозна­ние всего ужаса материального существования, которое не проникает в мое сердце из-за влияния ума».

· «О Шри Нама, я словно бескрылая птица пытаюсь воспа­рить в сферу божественного служения Тебе. После множес­тва безуспешных попыток я понял, что слишком полагался на себя. О Нама, позволь же мне всем сердцем уповать на милость чистых преданных, даруй мне их бесценное об­щение и дай разум не совершать оскорблений в их адрес, а также дай понимание того, как я могу получить их беспо­добную милость».

4. Пратьякша (непосредственное чувственное восприятие)

По утверждению Мадхвачарьи пратьякша (непосредственное чувственное восприятие) также может помогать нашему духовному развитию. Кроме того Бхактивинода Тхакур также говорит, что человек может черпать дух, благоприятный для Сознания Кришны, из объектов чувств только тогда, когда его ум под контролем духовного разума, который сосредоточен на духовной потребности души. Эти утверждения предыдущих ачарьев показывают, что непосредственный чувственный опыт при наличии утвержденности в наставлениях Гуру может давать нам возможность развиваться и в духовной жизни. На этом основан этот метод служения Лотосным Стопам, который предложен в данном разделе. Очень важно, чтобы эта пратьякша коренилась на шабда (духовном звуке). Эта шабда может прийти лично либо от Кришны, что бывает очень редко, либо проявиться через Гуру — в его шикше (наставлениях). Эта шабда, укрепившись в сердце, будет помогать нашему уму и органам чувств извлекать правильные выводы, созерцая материальные элементы творения и их производные.

1. Духовный разум:

§ Медитация на огонь:

Когда мы воспринимаем свет огня, нужно думать о свете мудрости. Око нашего разума должно светиться светозарным потоком духовной мудрости, наш разум освещен при этом духовной мудростью, и мы будем совершать меньше ошибок в служении Шри Гуру и Шри Кришне. Наш бхаджан, будет гораздо более чистым и безоскорбительным. Мир духовной мудрости помогает идти по узкому пути духовного развития не в потемках, а опираясь на светозарный разум, который становиться нашей надежной опорой

2. Желание убрать влияние гун материальной природы:

§ Медитация на луну:

Луна обладает охлаждающим свойством. Сияние, исходящее от Луны, сопоставляемое нами с сиянием, исходящим из ногтей Лотосных Стоп, способно охладить неудовлетворенные материальные желания

3. Вкус к преданному служению:

· Шмели и пчелы.

Наблюдая, как шмели и пчелы садятся на цветки, мы должны иметь такую высшую цель нашей души – стремление погрузиться в нектарную пыльцу Лотосных Стоп Господа. Лотосные Стопы Господа проявляют удивительную нектарную пыльцу духовного влечения. Наблюдая за пчелами и шмелями, мы должны также стараться погрузиться в процесс служения Лотосным Стопам, также беззаветно, также безоговорочно и с полной самоотдачей. Тогда тот удивительный нектар, который заключается в Лотосных Стопах Господа, несомненно, проявится и в нашем сердце, даровав невероятное ощущения близости к Богу.

5. Служение Святым тиртхам:

1. Духовный разум:

§ Рама-гхата.

Результат парикрамы вокруг этой тиртхи:

По милости Шри Нитьянанда-Баларамы душа приобретает сильный духовный разум и сильную духовную решимость, столь необходимые, чтобы идти по пути анартха-нивритти. Мы сильно зависим от Нитьянанда-Баларамы, поскольку Он дает крепость и силу уму, развивает духовный интеллект, помогает развивать решимость, терпение и влечение к служению Стопам Кришны.

3. Прайоджана (цель)

a. Уменьшение влияния материальных гун с целью поднятия нашего преданного служения на более высокий уровень