Когда кто-либо подчиняется более могущественному противнику, выговаривая при этом условия (например, осажденный город), то это основано на том, что в противном случае можно уничтожить себя, сжечь город и тем самым причинить могущественному большой ущерб.
Поэтому здесь возникает некоторого рода равенство положения, на почве которого могут быть установлены права. Противник имеет выгоду от нашего сохранения.
В этом смысле существуют права в отношениях между рабами и господами именно в той мере, в какой владение рабами полезно и важно господину. Право первоначально совпадает со случаем, когда кто-либо кажется другому ценным, важным, необходимым, непобедимым и т.п. В этом отношении и слабейший имеет еще права, но меньшие. Отсюда знаменитое "каждый имеет право в меру значительности своей силы" (Спиноза. Богословско-политический трактат. Гл. II)
Статья первая из цикла по труду Ф. Ницше "Человеческое слишком человеческое".
Следующая статья этого цикла: "Почему по мнению Ф.Ницше нельзя обижаться на людей"
Помочь каналу - репост в соц.сетях.
Поблагодарить - 👍, подписаться.