Найти в Дзене
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Ника Турбина. Девочка со звезды.

….Анатолий Борсюк, режиссер украинского телевидения, снявший о Нике фильмы "Ника, которая…" и "Ника Турбина: История полета", вспоминал, что в ней "оставалось что-то детское, беспомощное, очаровательное, и не возникало ощущения брезгливости, какое обычно вызывают опустившиеся люди". Детское... Так, может, и начать все-таки оттуда, с детства?
Сейчас пишут, что у нее, повзрослевшей, была очень трагичная судьба. Но не менее трагичен был и ее детский Дар Поэта, определивший такую Судьбу. Она с детства страдала бронхиальной астмой тяжелой формы. Не многие знают, что приступы удушья способны вызвать у маленького ребенка просто-напросто страх ночного сна, страх засыпания. Ника не спала ночами до двенадцати лет и, чтобы как-то справиться с длинными пустотами ночи, рифмовала строчки, сначала бессознательно, пугаясь, а потом уже и не освобождаясь от ритмичного, властного хоровода. Это была не ее блажь и, пожалуй, даже не сумасшествие, как теперь считают некоторые, а всего лишь некая форма защи


….Анатолий Борсюк, режиссер украинского телевидения, снявший о Нике фильмы "Ника, которая…" и "Ника Турбина: История полета", вспоминал, что в ней "оставалось что-то детское, беспомощное, очаровательное, и не возникало ощущения брезгливости, какое обычно вызывают опустившиеся люди". Детское... Так, может, и начать все-таки оттуда, с детства?
Сейчас пишут, что у нее, повзрослевшей, была очень трагичная судьба. Но не менее трагичен был и ее детский Дар Поэта, определивший такую Судьбу. Она с детства страдала бронхиальной астмой тяжелой формы. Не многие знают, что приступы удушья способны вызвать у маленького ребенка просто-напросто страх ночного сна, страх засыпания. Ника не спала ночами до двенадцати лет и, чтобы как-то справиться с длинными пустотами ночи, рифмовала строчки, сначала бессознательно, пугаясь, а потом уже и не освобождаясь от ритмичного, властного хоровода. Это была не ее блажь и, пожалуй, даже не сумасшествие, как теперь считают некоторые, а всего лишь некая форма защиты от страха смерти и боли: Такую защиту посылает Вселенная или... Бог - кому как угодно вообразить - в ответ на бессознательную мольбу ребенка. Ребенок - самое ценное, что есть в просторах Вселенского Бытия. Его душа чиста. Как неисписанный лист бумаги.. Грешно не дать ему просимое.
Она не умела писать сама, просила записывать маму. Та аккуратно заносила все в тетрадь. Получалось, к примеру, вот что:

Поднимите пальцы - нервы,
Превратите в гроздь рябины
Брызги моря, что шумело
Под окном тревожно споря
В вечной сказки сна и были:
Превратите листья в стаю,
В дерзкий клекот журавлиный,
Раскачайте на качелях,
Ветер, превращенный в иней.
Помогите мне запомнить
Все тревоги и сомнения.
Дайте руку!
Я б хотела
Сердца ощутить биенье.

Дом в деревянной оправе ,
И не попасть туда,
Где за тенистым садом
Будет шуметь вода

Где с колокольным звоном
Камень слетит с откоса.
Осень неторопливо
Туго сплетает косу.

Где по дорожкам колким
Хвоя лежит подушкой
И даже колючий ежик
Станет детской игрушкой

Где отыскать калитку?
Чем отомкнуть засовы?
Может быть, этот домик
Мною был нарисован:

("Дом в деревянной оправе" Публикация журнала "Мы" №2 за 1990 год.)

Я обманула вас,
Что миг бывает вечность,
Что с перелетом птиц
Кончается тепло.
И позабыты мной давно
Ночей волшебных заклинанья,
Что радость так близка -
Дотронешься случайно,
Ладонь твоя
Поднимет шар земной.
Я обманула вас?
Нет, подарила тайну,
Которая известна мне одной.
(1983)

-2

____________________
Мое сердце кричит этой горькой аксиоме:"нет". Моя душа противится терпкому пеплу сбывшегося. Но я вынуждена написать это. Словно кто-то водит моей рукой по легким клавишам. Снова и снова, не отрываясь от монитора, я смотрю на фотографию рыжеволосой девушки с прелестной родинкой на щеке. Большие глаза с легкой дымкой печали будто втягивают в себя мое сердце. И словно молния ударяет в мозгу, все освещая белым, магически–магниевым, победительным сиянием: мое свидание с Никой Турбиной на тропах Дара слова – не последнее! Нет. Бог даст, и когда-нибудь я сумею написать книгу о ней и Судьбах таланта в России вообще, ибо есть примеры гибельных и головокружительных судеб: Ахматова, Петровых, Цветаева. И - Ника Георгиевна Турбина. Ее нет на свете уже шесть лет. Она - последняя в этом гибельном ряду. Последняя. На самом ли деле?...

****

Что останется после меня?
Добрый свет глаз или вечная тьма,
Леса ли ропот, шепот волны
Или жестокая поступь войны?
Неужели я подожгу свой дом,
Сад, который с таким трудом
Рос на склоне заснеженных гор,
Я растопчу, как трусливый вор?
Ужас, застывший в глазах людей,
Будет вечной дорогой моей?
Оглянусь на прошедший день,
Правда там или злобы тень?
Каждый хочет оставить светлый след……….
Н. Турбина. Из сборника "Ступеньки".
__________________________