Цементная отрасль Беларуси не долго находилась в зоне красного уровня опасности. Вопрос решен кардинально.
В начале мая belinvest.by анализировал состояние предприятий цементной отрасли. Три отраслевых завода доставляли слишком много хлопот банковской системе и смежникам объемами неплатежей. Косметические меры правительства по превращению долгов предприятий в акционерный капитал государства не решали основных проблем и требовались оперативные и серьезные управленческие решения.
Указ президента № 181 "Об организациях цементной отрасли" одним махом переместил государственный цементный холдинг ( холдинг по Гоголю — «мертвые души») в "рай". Задним числом , т.е. с начала 2019 года долги перед бюджетом переносятся в бесконечность, отодвигаются на 10-20 лет и проценты по ним уже не начисляются. Задолженность за энергоносители - рассрочка на 5 лет . Заводы освобождаются от налога на недвижимость и земельного налога на ближайшие 20 лет. Указ выдает также распоряжение госбанкам ( «АСБ Беларусбанк", «Белагропромбанк» «Белинвестбанк») и банкам с российским капиталом ( «Банк БелВЭБ» , Банк ВТБ (Беларусь) ) обеспечить комфортные графики погашения кредитной задолженности на ближайшие 10 лет. Текущие долги перед китайскими кредиторами будут оплачены Минфином из бюджета.
Есть ли в Беларуси более "тепличные" условия ведения бизнеса? Ни один "белорусский оффшор" рядом не стоял. "Рай" за счет налогоплательщика и банковских депозитов призван "оправдать" гигантские суммы суррогатных инвестиций, "размыть" их во времени. Но цементные заводы не коллекционное вино, и с годами не станут лучше и дороже. Решение, принятое в пожарном режиме, лишь консервация проблемы.
Указ любопытен лишь тем, что открывает реальные цифры объемов бюджетных денег, которые белорусские власти "зацементировали" на убыточных предприятиях. За период с 2015–2019 Беларусь потратила $900 миллионов на убыточные цементные заводы. Здесь нужно пояснить, что эти средства вкладывались именно с того срока , когда "модернизация" предприятий уже закончилась и они начали стабильно генерировать убытки. Сама же «модернизация» цементной отрасли в 2008—2013 годах обошлась Беларуси в $1,2 миллиарда. Итого - более двух миллиардов народных денег.
В чем суть проблемы, когда государство занимается бизнесом? На выходе никакой ответственности за потраченные средства и неадекватность в принятии инвестиционных решений.
Например, в начале 2000-ых была возможность продать за хорошие деньги хотя бы один завод иностранному инвестору. Другой - можно было модернизировать по европейским технологиям, пусть и дороже. Ну а третий , сделать как сделали ,- отдать "на усовершенствование" китайцам. Такая элементарная диверсификация управленческих решений позволила бы сегодня оценить правильность решений и эффективность технологий.
А что сделали ? Отдались кажущимися дешевыми "китайским технологиям". Не понимая до конца , что китайская сторона предлагает технологический процесс, как минимум устаревший на один цикл. За время созревания самих чиновников и подготовки всех необходимых документов, страстных обсуждений и доказывания электорату необходимости очередного займа у Китая, технология устаревает еще раз. Потом начинается собственно сама стройка, за время которой заложенное в проект оборудование уже становится антиквариатом. После чего наступает последний этап – тонкой настройки неработающего производства, в период которого Минфин РБ рапортует о росте расходов на обслуживание внешнего госдолга.
Добро пожаловать в "рай", в котором железо за 20 лет не ржавеет.
Присоединяйтесь к нашему телеграмм-каналу t.me/belinvest4you