Найти тему
MayDay

Dassault Mercure: невзлетевшее божество

В конце 1960-х французский концерн Dassault Aviation решил выйти на рынок магистральных реактивных лайнеров. Компания ранее не имела опыта в создании подобных машин, однако Марселя Дассо это не смущало.

Исследования показали, что бoльшая часть мирового пассажиропотока была приходится на маршруты расстоянием до 1000 километров. Однако ниша сугубо ближнемагистрального самолёта для выполнения таких рейсов была незанята. Так родился проект Dassault Mercure - двухдвигательного пассажирского самолёта, рассчитанного на перевозку 150 пассажиров.

Самолёт назвали в честь Меркурия - древнеримского бога торговли и прибыли. Сам Марсель Дассо объяснил выбор названия так: "Мне хотелось назвать самолёт в честь мифологического персонажа и думал я только о том у кого были крылья на шлеме и элероны - на ногах. Отсюда и название "Меркурий".

Новый самолёт должен был оснащаться двумя двигателями Pratt & Whitney JT8D-15. Лайнер был рассчитан на 150 пассажиров (больше, чем Boeing 737 и DC-9) и с максимальной загрузкой был способен пролететь 2084 километра. Баки самолёта вмещали 18 400 литров топлива, однако с полной загрузкой залить можно было лишь 14 000 литров, с аварийным резервом в 4100 литров. С полными баками максимальная дальность полёта увеличивалась до 4000 километров, но полезная нагрузка падала почти в два раза.

-2

Конкурентов для нового лайнера, как считали в Dassault Aviation, было немного. Европейский A300 в то время только проектировался и был призван занять другую нишу самолётов. Советские самолёты, по понятным причинам, выхода европейский рынок не имели. Так что единственными конкурентами "Меркурия" были Boeing 737 и DC-9. Их-то французы и планировали потеснить.

В 1969 году программа про созданию нового самолёта была запущена. 45% стоимости разработки оплатило французское правительство, 14% - Dassault, остальные средства выделили итальянский Fiat, испанская CASA, бельгийская ADAP, а также FW из Швейцарии и Canadaair. Все эти компании были также ответственны за производство комплектующих нового лайнера. Окончательную сборку планировалось производить в во Франции: прототипы собирались в Мериньяке, а серийные самолёты - в Истре. К началу 1980-х планировалось выпустить не менее 300 лайнеров.

Первый полёт Dassault Mercure совершил 28 мая 1971 года, а уже через год на него поступил первый заказ. Французская авиакомпания Air Inter заказала 10 самолётов и уже 4 июня 1974 года Mercure отправился в свой первый пассажирский рейс из Парижа в Тулузу.

Для того, чтобы окупить затраты на проектирование компании требовалось продать около 150 самолётов. Крупные европейский авиаперевозчики проявляли интерес к проекту, но заказы на самолёт больше не поступали. Тогда в Dassault решили модифицировать самолёт и представили миру Dassault Mercure 200 - обновлённую версию с двигателями CFM 56. Однако и это не возымело эффекта: самолёт по-прежнему никто не хотел покупать.

Следующим предложением было увеличить дальность полёта лайнера, а это требовало гораздо больших затрат, нежели ремоторизация самолёта. Ни правительство Франции, ни сама Dassault Aviation не хотели выделять денег на подобную модернизацию. В итоге 19 декабря 1975 года, спустя всего полгода после начала коммерческой эксплуатации Dassaut Mercure, сборочная линия была остановлена. За 6 лет успели выпустить всего 12 самолётов: 2 опытных и 10 серийных.

-3

Главной для коммерческого провала была его узкая специализация. Авиакомпаниям не нужен был чисто ближнемагистральный самолёт. Перевозчикам было выгоднее выполнять короткие рейсы на среднемагистральных самолётах, заправляя их из расчёта "туда-обратно.

И хотя "Меркурий" имел ряд преимуществ перед своим заокеанским конкурентом - Boeing 737-200 - он почти в три раза проигрывал "американцу" по максимальной дальности полёта. Для авиакомпаний это оказалось решающим фактором. В итоге "Боинг" получил заказы на поставку 991 самолёта, против 10 у Dassault.

Окончательно "Меркурия" похоронил разразившийся в 1970-х нефтяной кризис. Рост цен на керосин и высокий уровень инфляции в Европе резко сократили закупки новой техники авиакомпаниями.

Несмотря на коммерческую неудачу "Меркурия, в Air Inter были довольны приобретёнными 10 самолётами и в 1983 году авиакомпания захотела приобрести ещё один лайнер. Им стал опытный Mercure с номером 02.

-4

Air Inter продолжала эксплуатацию Mercure на протяжении 20 лет. За это время самолёты перевезли 44 миллиона пассажиров, совершив 440 тысяч рейсов. За все эти годы было потеряно ни одного самолёта, а индекс надёжности составил 98 процентов. Свои последние рейсы "Меркурии" выполнили 29 апреля 1995 года, после чего отправились на хранение.

По состоянию на 2019 год сохранились 6 самолётов: 2 в музеях и 5 в различных аэропортах Франции. Ещё один лайнер сохранился частично - передняя часть фюзеляжа борта F-BTTJ установлена в частном музее P.s. Aero B.V. в городе Барло, Нидерланды.