Найти в Дзене
Шкатулка для чудес

Музыкант дьявола

Именно под таким названием встретила я однажды интересный текст, который на тот момент еще писался, и... залипла. Вообще, честно говоря, не люблю читать романы "в процессе" - ну что за дело, только втянешься, а автор берёт паузу. Или от него муза сбежала. И вообще, ждать продолжения - это же так скучно! То история забудется, то интерес угаснет. Но с этим текстом вышло приятное исключение. Возможно, потому, что Ловец душ, или История Генриха фон Штейнберга подаётся неторопливо, в духе стилистики 19 века. И эти неторопливость и размеренность странным образом гармонично сочетаются с общей напряженностью действия. И читатель быстро оказывается увлечен историей, ему постоянно хочется узнать: а что же дальше?! Во мне этот интерес не смогло погасить даже ожидание выкладки очередных глав. А еще этот роман пронизан музыкой, ведь его главный герой - пианист. И как-то постепенно начинаешь слышать за строчками литературного текста звучание фортепианных произведений Шопена и Листа. И музыка тоже с

Именно под таким названием встретила я однажды интересный текст, который на тот момент еще писался, и... залипла. Вообще, честно говоря, не люблю читать романы "в процессе" - ну что за дело, только втянешься, а автор берёт паузу. Или от него муза сбежала. И вообще, ждать продолжения - это же так скучно! То история забудется, то интерес угаснет.

Но с этим текстом вышло приятное исключение. Возможно, потому, что Ловец душ, или История Генриха фон Штейнберга подаётся неторопливо, в духе стилистики 19 века. И эти неторопливость и размеренность странным образом гармонично сочетаются с общей напряженностью действия. И читатель быстро оказывается увлечен историей, ему постоянно хочется узнать: а что же дальше?! Во мне этот интерес не смогло погасить даже ожидание выкладки очередных глав.

А еще этот роман пронизан музыкой, ведь его главный герой - пианист. И как-то постепенно начинаешь слышать за строчками литературного текста звучание фортепианных произведений Шопена и Листа. И музыка тоже становится одной из главных героинь романа, под умелыми пальцами гения из прекрасного искусства превращаясь в разрушительную силу .

Генрих фон Штейнберг - потомок знатного рода - появляется на свет глубоко больным, умственно отсталым ребёнком, в чём заслуга его гулящего папеньки. Тем не менее, "добрый родитель" угрызений совести по этому поводу не испытывает, зато очень озабочен престижем и репутацией рода фон Штейнбергов. Маменька Генриха, похоже, любит и жалеет, но полностью находится под влиянием мужа, и, в конце концов, кроха оказывается вдали от дома, в частном пансионе. И вот тут бедный ребёнок разом испытывает все "прелести" жизни, получая тумаки и насмешки и от жестоких сверстников, и от прислуги, и от алчных наставников, которые перестают обращать на мальчика внимание, как только сокращается оплата за его проживание. Но, несмотря на окружающую жестокость, Генрих остаётся существом удивительно чистым и трогательным. А еще он искренне любит и понимает музыку. Правда, видит это лишь один человек - старый алкоголик господин Эрнесто, единственный учитель, хоть как-то по-человечески отнёсшийся к слабоумному ребёнку.

А потом Генриха замечает и не человек вовсе. И с этого момента начинается крутой поворот в жизни мальчика, ведь сам Князь Тьмы обещает ему покровительство. И нет, он не требует взамен душу, планы Дьявола куда коварнее и, наверное, страшнее.

Иллюстрация к роману Татьяны Теуш
Иллюстрация к роману Татьяны Теуш

Генриху даруется разум, а вместе с ним и возможность обучаться музыке. Ну и заодно понимание, что окружающие люди вовсе не такие добрые, какими представлялись неискушенному воображению маленького дурачка. И мы поначалу даже торжествуем - вот оно; зло наконец-то будет наказано!

А потом Генрих начинает взрослеть, и вместе с ним растёт его талант. Приходит первый успех, быстро сменяющийся невероятной популярностью. И в какой-то момент стоит только протянуть руки, как в ладони музыканту щедро сыплются плоды этой популярности - деньги, признание, восхищение. Правда, куда-то вдруг уходит первая искренняя дружба, за ней любовь, а сам Генрих становится всё циничнее и злее. И практически превращается в оружие Дьявола. А ты, как читатель, вдруг понимаешь, что уже не в состоянии сопереживать этому герою. И нравственное падение Генриха чем-то настойчиво начинает напоминать падение уайльдовского Дориана Грэя. Стоят ли успех и душевное здоровье подобного перерождения? И что в итоге будет с музыкантом - об этом мы узнаем в финале книги.

-3