Личный опыт покупки преддефолтных бондов
Всё написанное ниже случилось со мной в реальности. Для чего я об этом рассказываю? Я убежден, что у каждого хорошего врача есть своё кладбище. И чем лучше врач, тем оно больше.
Первоначально мой путь на фондовом рынке был путём фьючерсного спекулянта. Но я не смог совмещать работу и трейдинг. Свой выбор я сделал в пользу работы. Мне стали нужны спокойные инвестиционные инструменты, не требующие пристального внимания. Я обратился к облигациям. Думал, что долговой рынок спокойный, в отличие от рынка акций и срочного рынка.
Я ошибался.
Рынок долгов — это ни разу не «тихая гавань». На нём бушуют страсти, играют нервы, а правят бал проницательность, хладнокровие и расчёт. Теперь, основываясь на своём нынешнем опыте, я считаю, что облигационные инвесторы и трейдеры — одни из самых умных, проницательных и уравновешенных игроков фондового рынка.
Покупка облигаций банков «Пересвет» и «Татфондбанка»
Летом 2016 года я прекратил спекуляции. Освободившиеся деньги перевел на ИИС, собираясь купить облигаций. На тот момент я думал, что именно облигации — самый лучший для меня выбор. Ну а что? Деньги в долг отдал, процент выше банковского вклада, купон прилетает раз в полгода или даже раз в квартал. Идеальное решение. Надо было выбрать облигации. Покупать ОФЗ было скучно. После трейдинга, когда в один месяц я мог заработать 10-14% к депозиту, получать 8-10% годовых казалось мало. Поэтому я начал присматриваться к корпоративным облигациям.
Больше информации про ИИС
Нашёл бонды банков «Пересвет» и «Татфондбанк». С «Пересветом» я был немного знаком по своей прежней банковской работе. Я знал, кто основной бенефициар банка, поэтому его надёжность у меня сомнения не вызывала. А ожидаемая доходность в 13-15% в облигациях вообще сняла все сомнения. С «Татфондбанком» всё было ещё проще. Живу я в Татарстане, что такое «Татфондбанк» и кто за ним стоит, тут объяснять не надо.
Выбирая между этими двумя вариантами, я последовал лозунгу «Выбирай родное» и инвестировал в «Татфондбанк». Свой портфель я составил странно. Чуть-чуть ОФЗ для приличия — «чтобы было». Немного РЖД — сам не понял, зачем. И на остальные деньги взял «Татфондбанк» — 11 и 14 выпуск. Критерий выбора был один — доходность. На тот момент эти облигации показывали в стакане наибольшие доходности — около 14-16% годовых. Купил и стал ждать купонов. Очень скоро я продал РЖД, потому что она мне не понравилась — скудная доходность. Даже ОФЗ давали больше. Самые большие надежды у меня были на «Татфондбанк». Время шло, наступила осень 2016 года.
Как гром среди ясного неба прозвучала новость, что в банке «Пересвет» введены лимиты на выдачу наличных, а потом банк отключили от системы межбанковских платежей, а ещё позже пришла новость, что в банке введена временная администрация. Банк установил мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Облигации «Пересвета» упали сначала до 70%, затем до 50%, и наконец, до 30% цены. На этом уровне облигации застыли. Тогда я почему-то решил рискнуть и купил немного облигаций банка «Пересвет» по цене 30%. Купил чисто ради эксперимента. Никакого экономического расчёта не было. Я просто верил, что основной бенефициар «Пересвета» не даст свой банк в обиду. Рынок на новость о «Пересвете» отреагировал спокойно. Кроме облигаций «Татфондбанка». Те начали потихонечку приседать в цене. И в один день я увидел в терминале, что доходность по моим выпускам «Татфонда» уже около 17-18%. «Ого, — подумал я тогда, — рановато я купил свои бумаги, надо бы ещё докупить. Такая-то доходность у окологосударственного банка — да это же Грааль!» Завёл ещё денег, купил ещё «Татфонда».
В ноябре 2016 года по одному из выпусков облигаций «Татфонда» пришли купоны, на них я купил ещё «Татфонда». Всё было замечательно. А в декабре 2016 года начался кризис. Помню, 2 декабря 2016 года, в пятницу, я зашёл в офис «Татфондбанка», чтобы заплатить за школу танцев своего сына. А уже 4 декабря в банке ввели ограничение на выдачу наличных, затем банк отключили от системы межбанковских платежей и переводов, чуть позже ввели мораторий на удовлетворение требований кредиторов, затем ввели временную администрацию. Всё происходило очень быстро. В интернет-ресурсах республики все новости по «Татфонду» пошли красным цветом с пометками «важно» и «срочно». Выступил премьер-министр республики, сообщив, что правительство активно участвует в разрешении ситуации и надеется на позитивный исход.
Облигации «Татфонда», которые первоначально рухнули до 70% цены, после речи премьер-министра снова вернулись на цену 98%. Я тогда радостно выдохнул. Но это было ненадолго. Очень скоро цены опять полетели вниз, дойдя до 20-25%, и на этом уровне замерли. Причиной падения «Татфондбанка» называли перекрёстное фондирование с упавшим ранее банком «Пересвет». Аналитики объясняли, что оказывается, «Пересвет» и «Татфондбанк» обменялись собственными облигациями, чтобы под них получать в ЦБ РФ кредиты, используя эти бумаги в качестве залога. Говорили, «Пересвет» подарил «Татфонду» «дыру» в 5 млрд рублей. А общая сумма долгов «Татфондбанка», со слов аналитиков, росла каждый день и достигла 120-170 млрд рублей. Начались волнения в бизнес-среде. Держатели бумаг «Татфондбанка» звонили в офис с вопросом, что теперь делать.
Раздвоение сознания
У меня тогда случилось странное раздвоение сознания и поведения. Когда меня спрашивали о перспективах «Татфондбанка», я отвечал, что для понимания перспективы надо смотреть на цену облигаций банка. Посмотрите, — говорил я, — облигации «Пересвета» торгуются на рынке по цене 30-35% к номиналу, а облигации «Татфондбанка» — по цене 20-25% к номиналу. Это значит, что рынок оценивает шансы на санацию «Пересвета» выше, чем «Татфондбанка». В случае с «Пересветом», пациент скорее жив, чем мертв, в случае с «Татфондбанком» — скорее мертв, чем жив. Вроде бы трезвые рассуждения, но стоило мне вспомнить, что у меня самого лежат облигации «Татфондбанка», вся трезвость улетучивалась. Умом я понимал, что это уже сбитый летчик. Но жалко было уходить и фиксировать убытки. Наоборот я даже усреднялся и добавлялся в позицию. А по «Пересвету» я закрыл позицию, когда в один день на какой-то позитивной новости облигации банка подскочили на 10%. «Купил за 30, продал за 40 — отличный профит,» — думал я тогда. А вот о том, что " Татфондбанк" я купил за 98, а сейчас цена 24, я старался не думать. Я ждал рыцаря на белом коне, который прискачет и закидает «Татфондбанк» деньгами. И всё станет как раньше.
Рядом с работой был большой офис «Татфондбанка». Я каждый день в обед бегал туда к девчонкам-операционистам и спрашивал их, какие ходят слухи и новости. Они мне говорили, что всё будет хорошо, а я им — что «Татфонду» конец. Так я срывал на девчонках нервное напряжение.
Затем в банке ввели временную администрацию на 3 месяца. Ходило много слухов: что правительство республики договаривается с ЦБ о спасении банка, что удар по нему — ход со стороны центра, чтобы «отжать» у республики более ценные активы — «Татнефть» и «Нефтехим». 1 марта группа «ТАИФ» объявила о готовности войти в капитал «Татфонда» и взять банк на оздоровление и финансирование. Это был тот самый рыцарь, которого мы все так долго ждали.
Местные газеты и интернет-ресурсы заполнили новости о том, что банк будет спасён. Удивительно, но такой позитив на цене облигаций самого «Татфонда» никак не сказывался — они будто замерли на уровне 20-25%. Я тогда от радости чуть было не прикупил ещё облигаций «Татфонда». Не успел. И это меня спасло. Потому что 3 марта у банка отозвали лицензию.
Ликвидация позиции
Я звонил знакомым, кто держал облигации «Татфонда», спрашивал, что они будут делать? Говорил им, что это конец, что сегодня облигации «Татфонда» превратятся в ноль.
В 9:50 я открыл торговый терминал, стаканы, вывел таблички с приказами на продажу всех своих облигаций «Татфонда», выставил цены в 1 копейку и стал ждать открытия рынка. 10 минут я сидел без движений, с мышью в одной руке, а другую руку держа над кнопкой «Enter», чтобы выиграть секунды.
В 10 часов, как только открылся рынок, я отправил все свои ордера на исполнение. Какие-то облигации у меня успели продаться за 20% номинала, последние ушли уже за 1 копейку. 5 секунд, и всё было сделано. Потери я считать не стал. Посчитал их только через неделю. Всю следующую неделю я разбирал и собирал себя заново, пытаясь понять, что сделал не так, и что делать в следующий раз, чтобы не допускать такого провала.
«Татфонбанк» рухнул, «Пересвет» благополучно ушёл на санацию. Ирония судьбы. Кстати, мой платёж за танцевальную школу сына также пропал и не дошёл до адреса. Пришлось платить повторно через другой банк.
Новые инвестиции на рынке облигаций
Очень скоро мне пришлось заново проверить свои навыки и понять, насколько хорошо я усвоил уроки «Татфондбанка». На этот раз это были облигации «Открытие Холдинг» и «Домашние деньги».
Честно признаюсь, на тот момент я думал, что банк «Открытие» и «Открытие Холдинг» — это одно и то же, склеенные навечно. Поэтому, когда я увидел в терминале облигации «Открытие Холдинг» с доходностью 14% годовых, у меня не было сомнений, передо мной инвестидея мечты. И я взял облигации «Открытие Холдинг», 5 выпуск. Но оказалось, ничего вечного не бывает...
Пока я с улыбкой читал про БОМП, ЦБ уже заходил на траекторию своего БОМПо-метания. Банк «Открытие» ушёл на санацию, рынок начал нервничать в отношении облигаций «Открытие Холдинг», и их цена покатилась вниз.
Я решил ждать ближайшей купонной даты, чтобы принять решение. Если всё действительно плохо, я увижу дефолт по купону, и цена облигации уйдёт ещё ниже — до 25-30%. В этом случае я сброшу облигацию. Если же облигация выплатит купон, то цена скорее всего вернётся на уровни 70-80%, и я буду ждать новую купонную дату. Возможно, моя логика была в корне неверна, но другой у меня в тот момент не было. Купон не пришёл, я продал облигации, зафиксировал убыток.
Что меня в тот момент спасло — это диверсификация. После истории с «Татфондом», когда в его облигациях у меня пропало 2/3 портфеля, я полностью перестроил свой портфель. Теперь у меня один эмитент занимал не более 10% от объёма портфеля. Только ОФЗ составляли 40%. И поэтому потери не были критичны. Именно с того момента я стал фанатом широкой диверсификации портфелей. Потому что на личном опыте понял, насколько это важно и полезно. По крайней мере, один из уроков был усвоен.
Следующим уроком для меня стали облигации «Домашних денег». Новый выпуск облигаций, размещённых после 2017 года (т.е. с налоговой льготой на купонный доход), доходностью в 14% годовых на старте и квартальным купоном. «Хм, интересная заявка», — подумал я и взял на пробу небольшой пакет. Первоначальная покупка была крайне скромная — около 5% портфеля. Позицию я решил наращивать пропорционально купонным выплатам. Т.е. выплатили «Домашние деньги» купон — этот же купон идёт на покупку новых облигаций «Домашних денег». Время шло, купоны приходили, на них я покупал новые облигации. И так было два квартала, пока я не обнаружил, что цена сильно опустилась. 3 месяца назад я брал облигацию «Домашних денег» за 103-104%, теперь они предлагались за 98-99%. «Это „ж-ж-ж“ неспроста», — подумал я. Если в компании всё хорошо, то облигации в цене так сильно падать не будут. А если не всё хорошо, то нужны ли мне и дальше такие риски? Ведь если цена продолжит падать, очень скоро моя позиция станет токсичной. И никакие полученные купоны её не спасут. Ждать не стал, хоть и было жалко. Ликвидировал позицию «Домашних денег» по цене 98%. В итоге за срок владения доход получился мизерным. Эффективность данной инвестиции близка к нулю, но я очень рад, что успел выскочить из проблемного актива до того, как его проблемы стали очевидными для всех.
Вместо заключения
На мой взгляд, инвестирование в облигации все-таки сложнее, чем инвестирование в акции. Акции проще и понятнее. Самая простая и очевидная стратегия в акциях — это получать дивиденды. Соберите дивидендный портфель из голубых фишек и получайте результат. Помните только про диверсификацию и периодически обновляйте и расширяйте свой портфель.
С облигациями сложнее. Они несут в себе намного больше условий, оговорок, нюансов и тонкостей. И у каждого выпуска свой набор рисков. Поэтому разные выпуски одного эмитента будут вести себя по-разному. Я не отговариваю вас от покупки облигаций, но если уж решили стать облигационным инвестором, потрудитесь изучить этот вопрос.
Держу ли я сейчас облигации в своём портфеле?
Да, держу ОФЗ и держу 2 облигационных ЕТF — на российские евробонды и на американские казначейские облигации. Логика у меня следующая. ЕТF — это долгосрочные инвестиции. Они же выполняют функцию хеджирования риска той части портфеля, которая в акциях. Акции могут ходить не только вверх, но и вниз. И даже при широкой диверсификации, общерыночный риск исключить нельзя. В этом случае облигационные ЕТF, пусть и не в полной мере, но не дают моему портфелю сильно просесть. Падение акций компенсируется ростом стоимости облигационных ЕТF. А два ЕТF — это банальная диверсификация риска по странам (Россия и США). ОФЗ тоже выполняют функцию защиты портфеля от просадок. Но помимо того, ОФЗ являются хранилищем свободной наличности на случай неожиданных инвестидей. На рынке постоянно возникают ситуации, когда какая-либо хорошая акция по каким-то второстепенным причинам (чаще всего — тревожные новости) падает. Возникает выгодная ситуация для покупки. В этом случае я продаю часть ОФЗ и покупаю бумагу. Для этого держу короткие ОФЗ с близким сроком погашения.
Подборка статей про ETF
На этом пока все. Всем профита и успешных инвестиционных решений!
Источник: https://journal.open-broker.ru/investments/kak-ya-pokupal-musornye-obligacii/
Подписывайтесь на Открытый журнал, чтобы не пропустить новые публикации на канале!