Разработка боевого самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос» началась в СССР в 1976 году. Он стал крупнейшим реактивным гидросамолётом в истории. «Альбатрос» предназначался для замены устаревшего «Бе-12».
Самолёт обладал длиной около 46 м, размахом крыльев 43 м, и высотой 11 метров. При собственной массе в 79 тонн (вместе с топливом) он мог взять ещё 10 тонн полезного груза. Экипаж самолёта состоял из восьми человек. На «Альбатрос» устанавливалось две стартовых реактивных установки «РД-60К» общей тягой около 14 тонн и два маршевых агрегата «Д-30ТКПВ» суммарной тягой в 42 тонны.
Самолёт был способен к полёту на расстояния в 5500 километров при скорости до 800 км/ч; высота полёта доходила до 13 километров. Аппарат мог взлетать/садиться не только на воду, но и на аэродром. В этом случае ему было достаточной короткой ВПП класса «Д» длиной не более одного километра. «Летающая лодка» для своего класса обладала высоким аэродинамическим качеством — 17, а также могла совершать плавание при высоте волны свыше двух метров.
В качестве вооружения на амфибии размещались торпеды «Орлан», «Коршун» и «Орёл», либо противолодочные ракеты «Ястреб». Проект был готов в 1980 году, и после прохождения всех комиссий на Таганрогском авиазаводе началось изготовление опытного экземпляра, который впервые поднялся в воздух в декабре 1986 года.
В 1987 году «Альбатрос» был спущен на воду для прохождения морского этапа тестирования. При взлете и посадке на воду аппарат демонстрировал неустойчивость, и был отправлен на доработку. К 1989 году был изготовлен второй, модернизированный экземпляр «А-40». В 1991 году самолёт демонстрировался на французском авиасалоне Ле-Бурже, после чего побил несколько мировых рекордов в своём классе.
Однако в 1994 году проект амфибии был заморожен по причине недостатка финансирования. В 2016 году было объявлено о возобновлении работ над «А-40» и начале серийного производства. Новые самолёты будут построены на таганрогском авиазаводе им. Бериева в 2020 году.