Современный успешный человек — человек, который занимается самообразованием на регулярной основе. Причина — меняющиееся окружение: ускорение научно-технического прогресса (в т.ч. замена людей автоматизацией), рост конкуренции (в т.ч. миграция самых одаренных в определенные регионы планеты) и т.д.
Мы подготвили обзор происходящих изменений в сфере обучения взрослых и попытались ответить на вопрос: «сколько ресурсов и людей нужно человеку, чтобы эффективно заниматься самообразованием«.
Изменения в сфере образования
Изменений множество, каждое из которых происходит на стыке Проблемы и Возможности. Вот лишь небольшой список.
- Изменяющиеся требования со стороны рынка труда вынуждают учебные заведения адаптироваться (например, абитуриенты, особенно самые талантливые, все более осмысленно подходят к выбору учебного заведения). Эти изменения происходят как на уровне конкуренции между учебными заведениями (например, ВШЭ против МГУ, МФТИ и т.д.), так и внутри учебного заведения.
- Неспособность учебных заведений быстро адаптироваться под изменяющийся рынок (программисты, анализ данных, цифровой маркетинг и т.д.) создает пространство для проектов/бизнесов, узко-специализирующихся на подобных нишах, открытых к изменениям и т.д.
- Переосмысление ответа на вопрос «что такое образование?» порождает другой ряд проектов: coursera и все её аналоги. Осознание учебными заведениями, что информация и знания уже не являются исключительным товаром, за которым приходят студенты, вынуждает ВУЗы делиться этими знаниями абсолютно бесплатно. Учебные заведения всё больше становятся сервисными организациями.
- Развитие технологий и проникновение интернета в повседневную жизнь уже давно дало возможность оцифровать часть обучения — Duolingo, LinguaLeo и т.д.
- Повышающиеся требования и усиливающаяся конкуренция, вынуждают людей самостоятельно заниматься собственным образованием. На помощь им приходят все перечисленные выше ресурсы и образовательная литература (в т.ч. бизнес-литература).
Основные проблемы самообразования
Проблемы самообразование — это а) сложно и б) этому нигде не учат. Мы приведем лишь 2 самых важных объяснения, почему самообразование легко перепутать с чем-то другим.
Проблема с самоанализом
Легко перепутать обучение с регулярным получением новых знаний из популярной бизнес-литературы, научно-развлекательного кино и околонаучных статей.
Непонимание этого различия создает ощущение, что человек на самом деле учится, осваивает новое. Уровень и скорость этого образования измеряется количеством прочитанных книг, количеством проведенных часов за изучением образовательного контента и другими подобными измерениями уровня профанации.
Проблема с мотивацией
Обучение — процесс энергозатратный. Человеческий мозг любыми способами стремится избегать лишних энергозатрат. Об этом мы писали в статье «Люди не способны к самостоятельному обучению«.
Обучаясь в школе и ВУЗе мотивацией «заведовали» учителя, классные руководители и родители. Была четкая и понятная цель для каждого ученика и студента:
- Хочешь хорошую жизнь — учись.
- Чем лучше ты учишься, тем больше вероятность счастливого будущего.
- Если ты плохо учишься, то вся эта армада из учителей, классных руководителей и родителей включала приемы социального внушения и возвращала тебя на «правильный» путь.
Как итог, после 16-ти лет обучения, у среднего выпускника ВУЗа не сформирована способность самомотивации к самостоятельному обучению.
Поэтому людям нравится развлекательный (т.е. не требующий усилий на освоение, а значит и мотивации) образовательный контент.
Правильный подход к самообразованию
Очевидно одно: скорость адаптации к новой изменяющейся реальности — это современный залог успеха в достижении человеком своих целей. (Информация, к примеру, уже больше не залог успеха. Бесплатной, доступной информации в мире более чем достаточно).
Соответственно, мы не знаем как должен выглядеть будущий процесс обучения (этого на данный момент не знает никто). Но у нас есть простая модель, которая нам кажется логичной.
Аналогия со школой
Школьное образование — это довольно стабильный формат, который (хоть и с проблемами, но) дает свой результат.
В любой современной школе есть следующие роли и артефакты:
- Учитель — тот, кто берет школьника за руку и ведет его из пункта А в пункт Б. Способен ли ученик самостоятельно пройти из пункта А в пункт Б? Зависит от его способностей. Но в большинстве случаев, конечно же, нет. И дело даже не в том, способен ли ученик прочитать самостоятельно учебник. Дело в том, что получить информацию — это малая часть всего процесса. Научиться применять знания (в т.ч. много раз ошибиться, чтобы потом «прочувствовать» систему и начать ее применять) — это занятие, на которое способны только люди работающие в паре: ученик-учитель.
- Классный руководитель — отвечает за контроль и мотивацию ученика. Это такой сторонний наблюдатель, который вмешивается, если что-то идет не так (плохие оценки, прогулы и т.д.). Может ли ученик обучаться без классного руководителя? Теоретически, да. Но для этого должна быть сформирована такая система, которая давала бы ученику заряд мотивации, необходимый для прохождения этого энергозатратного процесса.
- Школьный психолог — не во всех школах есть, но повсеместно внедряется. Задача школьного психолога — выявить проблемы (самого разного характера, в т.ч. с мотивацией) у учеников и помочь с их разрешением.
- Учебные материалы — учебники, контурные карты, глобусы, реагенты и т.д. — все это те необходимые условия прохождения учебного процесса. Можно ли учиться без учебников и контурных карт? Конечно можно, но эффективность этого процесса будет существенно меньше.
Таким образом, школьное образование — это сложная система, состоящая из нескольких ролей. Убирая хотя бы одну из них, процесс обучения и его качество существенно ухудшаются.
Теперь представим взрослого человека. Какие аналоги есть у каждой из функций выше?
- Бизнес-книги, курсы, тренинги и т.д. — это аналоги учебных материалов. Хорошо «упакованный» материал, прошедший проверку тысячами итераций обучения, позволяет легко и быстро получить нужную информацию.
- Целеполагание, самомотивация и осознанность — это «взрослые» аналоги классного руководителя. К сожалению, во взрослой жизни ни у кого нет задачи следить за вами, вашим прогрессом и указывать на проблемы. Вы можете полагаться только на себя.
- Психотерапевт — это аналог школьного психолога. При этом это полная аналогия. Так же, как школьные психологи пока не распространены, так и к психотерапевтам в России относятся со (скрытым) смущением.
Осталась найти аналог для Учителя во взрослой жизни. Кто может им быть? В нашем понимании Учитель — это тот человек, который освоил те знания и опыт, которые желаете освоить вы.
Думаете о повышении? Кто может лучше всего вам помочь пройти этот путь из точки А в точку Б? Тот, кто недавно получил такое же повышение.
Хотите запустить бизнес? Кто может вам помочь? Тот, кто недавно запустил бизнес и вышел на определенный уровень.
Таким людей мы называем Менторами и помогаем с их подбором.