Джереми Ханней, директор начальной школы Three Bridges, расположенной в западном Лондоне, поделился с читателями The Guardian своим мнением о том, почему сегодняшние педагоги несчастны. Автор колонки напоминает, что почти треть британских учителей покидают профессию в первые пять лет, а те, кто остается в школе, фактически «сгорают» на работе. Ханней уверен, что главной причиной сложившейся ситуации являются чрезмерные проверки и завышенные требования. Предлагаем вам перевод его статьи.
Современная система образования активно способствует тому, чтобы школы, директора и учителя фокусировались лишь на высоких результатах тестирований. Однако уже давно доказано, что это один из наихудших способов добиться устойчивых изменений. Пришло время изменить эту образовательную парадигму, прежде чем в классе не останется никого, кроме детей.
Подотчетность и кнут
Разве контроль – это плохо? Не думаю, что в Великобритании найдется хотя бы один педагог, который будет оспаривать идею, что школы обязаны быть лучшими. Но лучшей школу можно сделать по-разному.
«Кнут» – это только лишь один из вариантов. Мы приказываем директорам и учителям совершить определенные действия, в противном случае последует наказание или они вовсе потеряют работу, а возможно, их постигнут обе участи одновременно. Такие меры могут привести к довольно быстрым, но, скорее всего, нестабильным изменениям, кроме того, это повлечет за собой соблюдение лишь минимальных требований, потому что довлеющее наказание демотивирует, и, что самое страшное, как результат такой политики – отсутствие мотивации становится частью образовательной культуры.
Другой способ
Мы можем разработать систему, которая не будет иметь проблем с дефицитом или удержанием кадров, где учителя и руководители смогут расти профессионально и помогать другим делать то же самое, в которой каждая школа сможет стать самой лучшей.
В таких системах – а они существуют в некоторых странах, например, в Финляндии и Канаде, и даже в некоторых «смелых» школах в Великобритании – развитие опирается не на постоянные проверки, а на профессиональное сотрудничество. Такие школы не проводят регулярных мониторингов и не увольняют учителей, чьи идеи не вписываются в общепринятые стандарты, вместо этого в школах обсуждают и разрабатывают новые методы педагогики, занимаются исследованиями и повышают квалификацию сотрудников так же часто, как проходят новые темы на уроках. Тут все понимают, что стать великим педагогом невозможно без взлетов и падений.
Именно подобные школы последовательно достигают наивысших результатов. Учителя могут самостоятельно принимать решения, касающиеся образовательного процесса, и рабочая нагрузка тут не является проблемой. Но почему? Все очень просто: педагоги любят и ценят свою работу, и передают это отношение своим ученикам, что оказывает непосредственное влияние на их образовательные результаты.
Подобные системы дают возможность школам заниматься образованием и не загружают их бесконечными предписаниями и политическими играми. Это метод «пряника», когда школа идет к достижению поставленной цели, а система управления образованием предоставляет ей необходимые финансы, ресурсы и опыт.
Однако подобная логика явно слишком «свежа» для Англии. Данный путь требует мужества и переосмысления всего, чему нас ранее учили, но именно он необходим современному образованию. Так что пришло время заменить инспекции, мониторинги и контроль сотрудничеством, поддержкой, исследованиями, устойчивостью, а также подлинным уважением и верой в наших учителей. И пусть это не так легко, но возможно.
Перевод размещен здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.