Найти тему

Как все начиналось...

Вот такой он - 3 "Г"
Вот такой он - 3 "Г"

Когда думала над этой заметкой, поняла, что у меня юбилей - 25 лет назад я впервые стала учителем в школе. Это был третий класс "Г".

В школу позвали почти случайно. По первому профессиональному образованию я инженер - геодезист, тогда работа с детьми была для меня интересным хобби и приносила много радости. В детском лагере на морском побережье радость удваивалась. Но мне это так нравилось, что я задумалась про обучение на психолога. Все сложилось само собой. Меня позвали в школу в класс, который остался без учителя. В этот же момент я пошла учиться на новую для себя профессию - психолога.

Наступило первое сентября, после праздничной линейки я стояла в классе перед десятилетними девочками и мальчиками. В этот самый момент поняла, что "точка невозврата" пройдена. Начался новый этап в новой профессии. Я сделала вдох и сказала: "Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Викторовна, давайте знакомиться."

Что я чувствовала? Тревожность. наверное. Я переживала, как все получится, смогу ли... Мне важно было стать для них настоящим учителем. Дети смотрели на меня внимательно и изучали. В глазах читался вопрос: "Кто она, как она с нами будет общаться, чего ждать?" Они тоже сделали вдох вместе со мной и откликнулись приветствием, мы стали знакомиться.

Год принес первые открытия и первые поражения. Я училась выстраивать конструктивные границы, планировать занятия, оценивать знания и навыки, поддерживать, внимательно слушать, быть рядом. Я иногда не знала, с какой стороны подойти к новому уроку, особенно, когда понимала, что на предыдущих что-то упустила из виду и дети не разобрались в теме. Были моменты, когда накатывало бессилие, потому что не знала, как себя повести с учеником, который отказывался выполнять задание вместе с остальными. Иногда хотелось расплакаться прямо у доски, как-будто я не учитель, а маленькая девочка. Но вдруг произошло переключение - я почувствовала, что теперь не просто их учитель по должности, а принята в группу по факту и являюсь там лидером и важным человеком для каждого, как и они для меня.

Дети тоже почувствовали себя группой, чаще помогали друг другу, вместе проводили время вне школы и вместе с родителями организовали в классе газету. У кого-то дома была печатная машинка и в этой квартире по выходным кипела работа. В газете был обязательный новостной блок, где дети с юмором освещали события предыдущей недели и могли посмеяться над собой. Рассказы, шутки, частушки, поздравления с днем рождения. Газета объединила детей и родителей вокруг школьной жизни. Эти заметки до сих пор у меня сохранились и помогают вспоминать год, который стал началом моей новой профессии.

Я научилась тому, что дети многое могут сами, если знают, зачем им это нужно. Поэтому искала способы, как еще организовать урок. Мне важно было увидеть их горящие глаза. Уроки были более живыми, когда дети сами готовили часть материала. Такой вклад в урок становился ценностью для всех учеников и позволял лучше разобраться в материале.

Конечно же, были и конфликты между детьми, мальчики могли подраться, девочки поспорить, в классе были свои отличники и троечники, исследователи и бунтари, но это были замечательные добрые дети. Надеюсь, что сейчас это такие же замечательные взрослые. Чтобы учиться организованности, мы договорились о правилах в классе, которые тоже нашли место в той самой газете.

Родители детей были сплоченной группой, их доверие стало тогда для меня большой поддержкой.

Наставник. У меня был именно настоящий наставник - завуч начальной школы. Нина Михайловна обсуждала со мной все сложные ситуации. Помогали коллеги, которые имели больше опыта. Мы ходили друг к другу на уроки, чтобы дать обратную связь: что понравилось, что можно сделать по-другому. Обсуждали вместе, как лучше провести занятие, делились материалами и идеями. Сообщество - если в организации получается создать поддерживающее сообщество в среде преподавателей, то качество обучения детей становится гораздо выше.

Опыт моего становления учителем показал, что:

  • для молодых преподавателей важен наставник, который рядом, может дать квалифицированную обратную связь, внимательно выслушать, задать нужный вопрос;
  • важно создавать сообщество, тогда преподаватели взаимодействуют и помогают друг другу с идеями и материалами для уроков;
  • организация урока часто важнее, чем большое количество текста, вовлечение детей в качестве помощников помогает сделать урок интересным для многих;
  • внимание преподавателя к жизни учеников помогает понимать их поведение и в нужный момент найти правильные слова для поддержки;
  • конструктивный контакт преподавателя с родителями позволяет детям быть спокойнее и увереннее в себе и своих возможностях;
  • детям важно делать вклад в группу, важно создавать возможности для этого;
  • важно оставаться на стороне ребенка.

Продолжение следует....