Найти тему
Павловская гимназия

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Оглавление

Что мешает ребенку быть самостоятельным

Идеальная картина: мама просит ребенка убрать игрушки в своей комнате, и он сразу же идет и раскладывает все по местам. Картина еще идеальнее: ребенок видит беспорядок в комнате и сам убирает игрушки по местам. Но в жизни чаще бывает иначе.

Ребенок занят делом. Своим делом. И чтобы он все бросил и побежал убирать машинки, кубики, карандаши, у него должен быть весомый мотив отказаться от собственных интересов в пользу другого занятия. Родители должны объяснить, зачем им понадобилась помощь ребенка, почему он должен идти убирать игрушки. Жалобы мамы, например, “у меня уже сил нет за тобой все убирать” не действуют. Особенно если она после уборки идет заниматься фитнесом. Откуда силы? Получается, сказала неправду, придумала отговорку. И зачем в следующий раз вообще прислушиваться.

Излишняя осторожность и опасения родителей, что ребенок сделает что-то не так, что он что-то испортит, мешают развитию самостоятельности. Увы, многие мамы и папы готовы сделать всё сами, считая, что справятся быстрее и лучше. Но должно быть наоборот. Только через игру и позитивный настрой мы сможем помочь детям стать самостоятельными.

-2

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Этот навык закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие происходит через игры, учебную деятельность, повседневные дела.

Необходимо создавать ситуации, когда самостоятельность ценится, становится привлекательной и в какой-то мере престижной для ребенка. Первое время лучше помогать выполнять свои же просьбы. Это как в плавании: нельзя учить плавать, бросая ребенка в воду. Здесь отлично работает 4-этапная схема:

1 шаг. Мама сама собирает игрушки и предлагает малышу помочь ей.

2 шаг. Мама и ребенок вместе начинают уборку.

3 шаг. Ребенок убирается в комнате, мама приходит на подмогу.

4 шаг. Ребенок все делает сам.

Таким образом, ребенок постепенно поймет, зачем ему это надо и будет сам проявлять инициативу.

Главное не забудьте поблагодарить, похвалить и обратить внимание на то, как стало красиво или как сильно он помог, например, маме, папе, бабушке, что у них появилось больше времени на совместные игры.

В чем дети хитрее взрослых

Дети любят тянуть с выполнением родительских просьб. Есть выражение, что “дело должно отлежаться в столе”. Дети тоже очень быстро схватывают эту схему и активно пользуются ей. Подождать, а потом родители сами все сделают. Так происходит потому, что взрослым важнее добиться результата, а не самостоятельности.

Представим, ребенок рассыпал макароны. И вот он возится с ними минут 10, бабушка не выдерживает и сама быстро все собирает. Это ошибка. Ребенок ее быстро считывает и понимает, что он не справился, им недовольны. Захочет ли он в следующий раз сам все убрать? Нет, ведь есть же бабушка, которая лучше знает, которая сама отлично все сделает. Рано или поздно, но сделает.

-3

У самостоятельных детей всегда есть четкое понимание, что они должны сделать, зачем и когда. Стоит обозначать границы ответственности ребенка: например, выбрать 2-3 дела, которые полностью будут находиться под его контролем. Первое время это могут быть совсем небольшие задачи, как например, следить, чтобы пластилин всегда лежал в баночках с плотно закрытыми крышками, или чтобы до завтрака кровать была заправлена. Это несложно. Но ребенок должен понимать, что это требование, которое он может выполнить и знает, зачем он должен это делать. Не уберет пластилин — тот засохнет. В такие моменты семья не должна тут же покупать новый, чтобы ребенок мог осознать последствия своей лени и уклонения от обязанностей.

Как связаны самостоятельность и эмоции

У самостоятельного ребенка хорошо развиты волевые качества, он более решителен и уверен в достижении своих целей. Также существует связь между самостоятельностью и эмоциями. Самостоятельный человек чаще испытывает радость, успех, счастье от преодоления трудностей. Менее самостоятельные, сталкиваясь с трудностями, чаще проявляют слёзы, невыдержанность, грубость.

Воспитание самостоятельности в ребенке — процесс не однодневный. Он требует от родителей терпения и понимания. Зато когда вы покажете детям, как вы цените их инициативу, исполнительность, активность, они сами будут искать способы брать инициативу на себя. И пусть все начинается с “охраны” пластилина от засыхания, немного погодя это выльется во взрослую самостоятельность и ответственность.

Самое важное правило для родителей

Родителям следует помнить важное правило: «Не делай за ребенка то, что он может сделать сам». Задача взрослого — поддерживать желание ребёнка быть союзником и другом. И тогда у вас вырастет человек, который умеет принимать важные жизненные решения и несет ответственность за свои поступки и слова.

Рекомендуем:

Воспитывать надо себя, а дети подтянутся
Каждого ребенка есть за что похвалить
Во сколько лет отдать ребенка в 1 класс