После решения о создании фирмы, первым делом нужно определиться с адресом регистрации или, по-другому, юридическим адресом. Он указывается в ЕГРЮЛ, и используется для фиксации официального местоположения.
В 8 статье 129-ФЗ от 08.08.2001г. сказано, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Проще говоря, исполнительный орган – это директор. Он назначается учредителями из числа учредителей или привлекается со стороны. Единственный учредитель может назначить директором сам себя – часто так и происходит.
Местом регистрации может быть:
- нежилое помещение в собственности или арендованное;
- адрес одного из учредителей или директора.
Адрес указывается в заявлении о регистрации организации по форме Р11001.
С 2014 года полный юридический адрес в уставе не прописывается, только населенный пункт. Это избавляет бизнесменов от необходимости вносить изменения в устав каждый раз, когда меняется адрес внутри одного населенного пункта. Но обязанность вносить изменения в ЕГРЮЛ осталась.
Еще несколько лет назад чиновники отказывались регистрировать фирмы в жилых домах. Они ссылались на статьи Гражданского и Жилищного кодексов, указывающих, что жилые помещения можно использовать только для проживания, но никак не для бизнеса. Но после многочисленных судебных решений в пользу организаций чиновники перестали упрямиться, и регистрация ООО на домашний адрес учредителя или директора в 2019 году вполне возможна, если соблюдаются определенные условия.
Но это вовсе не значит, что на квартире можно оборудовать цех, склад, производство. Здесь вступают в силу уже другие нормы законов, которые запрещают это делать.
Документы для оформления юридического адреса
Подаются районную налоговую инспекцию вместе с нотариально заверенным заявлением по форме Р11001.
Обязательное условие для регистрации ООО на домашний адрес учредителя или директора – они должны быть прописаны по этому адресу. Собственником же помещения могут быть как они, так и другие лица. А вот зарегистрировать организацию на адрес человека, который не имеет к ней никакого отношения, нельзя.
Вместе с пакетом документов нужно будет представить согласие собственника на то, что в его квартире или доме будет зарегистрирована организация, оно оформляется в свободной форме.
Регистрирующий орган может потребовать согласие на регистрацию ООО по домашнему адресу от всех, кто прописан в жилом помещении, а не только от собственника. В законах такого требования нет, поэтому можно и пободаться, но нужно ли? Лучше сразу уточнить в налоговой, какие документы им необходимы.
Документы рассматриваются в ИФНС в течение 5 рабочих дней, затем выдаются документы о регистрации ООО, либо приходит отказ, если что-то не так.
Регистрация ООО на домашний адрес: плюсы, и минусы
Плюсы:
- нет необходимости тратиться на аренду помещения, а вместе с этим заключать и продлевать договоры аренды;
- можно вести бизнес не выходя из дома и всю рабочую корреспонденцию получать прямо на дом;
- без решения суда представители всяческих контролирующих органов не смогут войти в квартиру, т.к. по закону жилище неприкосновенно.
Минусы регистрации ООО на домашний адрес:
- место проживания будет фигурировать в документах и станет известно многим людям;
- могут возникнуть проблемы с открытием расчетного счета, получением займов и кредитов. Банки настороженно относятся к организациям-заемщикам, зарегистрированным по домашнему адресу;
- если ООО будет заниматься лицензируемой деятельностью, то домашний адрес может стать препятствием для получения лицензии;
- таким фирмам меньше доверяют и есть вероятность попасть в число неблагонадежных контрагентов, ведь домашний адрес регистрации – это один из признаков фирмы-однодневки.
- если ООО зарегистрировано на домашний адрес директора, при смене наемного директора нужно будет поменять и адрес организации.