Найти тему
Наш край

Титульные этносы кавказских и среднеазиатских республик в населении белорусско-российско-украинского пограничья в 1920-1930-е

Изучение политических, экономических, социальных, национальных и культурных процессов на постсоветском пространстве приобрело особую актуальность в связи с разва­лом СССР. Взаимоотношения между бывшими союзными республиками стали строиться в новом формате. Изучение советского и положительного, и отрицательного опыта этих взаи­моотношений имеет важное значения для выстраивания перспективных направлений всесто­роннего сотрудничества теперь уже самостоятельных и суверенных государств. Значитель­ная работа по определению новых векторов сотрудничества со среднеазиатскими и кавказ­скими республиками проводится в Республике Беларусь на самом высоком уровне. Важным аспектом в изучении таких взаимоотношений имеет исследование участия представителей указанных республик в экономической, социальной и культурной жизни Беларуси. Такое на­учное исследование может дать адекватные результаты, на наш взгляд, если проанализиро­вать динамику численности и социокультурный уровень титульных этносов среднеазиатских и кавказских республик в составе населения БССР, соседних российских и украинских при­граничных регионов в первые полутора десятилетия после образования СССР. Исследование динамики численности, расселения и определение социального статуса выходцев из средне­азиатских и кавказских союзных республик, проживавших в областях белорусско-российско­украинского пограничья, позволяет установить белорусскую специфику этносоциокультурного облика населения БССР.

В этот межвоенный период как раз и начался процесс экономической, социальной и культурной мобильности населения бывших окраин Российской империи, обусловленный трансформацией советской национальной политики и мобилизационной модернизацией всех сторон жизни общества, укрепления обороноспособности страны.

Данная проблема периода 1920-1930-х гг. практически не исследована в отечественной исторической науке, т. к. основной массив документов и материалов по национальным и во­енным проблемам был засекречен. Предпринята попытка восполнить этот пробел. Таблицы составлены и часть процентов подсчитана автором.

Таблица 1

Этносы кавказских республик и среднеазиатского региона в БРУП в 1926 г.

Примечание: *) — азербайджанцы, казахи и таджики переписью в регионе не выявлены.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Как видно из таблицы 1 [1, с. 8-11], [2, с. 9-13], [3, с 72-76], в 1926 г. выходцы из кав­казских республик были представлены в пограничье армянами и грузинами в незначитель­ном количестве. Туркмен, узбеков и киргизов было по 1-2 человека. Большинство армян и грузин (64-89 % мужчин и 87-95 % женщин) проживало в городах пограничного региона. Мужчины туркмены, узбеки и часть киргизов проживали в городских поселениях [1, с. 8-11], [2, с. 9-13], [3, с. 72-76]. Так, в БССР 90 армян проживало в городах, а 9 человек — в сельской местности. Например, в составе жителей Гомеля учтено 50 человек, Минска — 16 человек, Витебска — 8 человек [2, с. 10, 11, 15, 25, 29]. Значительное армянское присутствие в Гомеле связано с тем, что здесь дислоцировалась Чонгарская дивизия, в которой служили мордвины, татары, армяне и др. [2, с. 29].

По данным переписи 1926 г. в БССР насчитывалось 58 905 военнослужащих мужчин и 14 — женщин, 51 576 человек мужчин и 12 женщин находились в частях, дислоцированных в городских поселениях (87,6 %) и 7 329 мужчин и 2 женщины — в частях, расположенных в сельской местности (12,4 %). Доля военнослужащих в составе занятого/самодеятельного на­селения составила 1,9 %. Кроме того, в состав военнослужащих были включены иждивенцы/несамодеятельное население. К этой категории населения по документам переписи были отнесены дети до 10 лет и находящиеся на обеспечении занятого населения другие лица (в основном женщины). Таких иждивенцев у военнослужащих насчитывалось 8 740 человек (2 137 муж. и 6 603 жен.). Военнослужащих с семьями было 67 659 человек, что составляло 1,4 % от всего населения республики [4, с. 2, 3].

Большинство районов дислокации кадровых частей и районов комплектования терри­ториальных частей Западного военного округа входили в состав БССР. От РСФСР входили Брянский, Вяземский и Карачевский округа. Из всей Западной области (таблица 1) на Брян­скую губернию приходилось 66,3 % армянских и грузинских мужчин [1, с. 8, 9, 12].

К концу 1930-х гг. представительство титульных этносов кавказских и среднеазиатских республик в составе населения БССР и соседних областей РСФСР и УССР в десятки раз увели­чилось мужчин и женщин, а по некоторым национальностям у женщин и в сотни раз по сравне­нию с 1926 г. Это хорошо видно на примере БССР из данных таблицы 1 и таблицы 2 [5, л. 12].

Таблица 2

Национальный состав населения БССР в 1939 г. (абс. и %)

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.