Попал ко мне, наконец, усилитель Technics из их "старой гвардии" - 1979 год выпуска, топовая модель, усилитель постоянного тока (УПТ), стоимостью 198000 Йен, то есть, около 900$ на тот год. От некоторых почитателей этой фирмы слышал, что делали Technics раньше хорошие усилители, но те аппараты, что периодически попадали ко мне, были все более поздние и играли один "мыльнее" и "ватнее" другого. У меня уже сформировалось устойчивое мнение, что все УМ Техникс такие.
Открыв верхнюю крышку, я сразу понял, что это не тот Technics, который мне приходилось видеть раньше - это что-то определенно другое.
Попытка найти документацию к этому аппарату не увенчалась успехом. К нему нет ничего, кроме фотографий и характеристик - нету даже элементарной пользовательской инструкции, не говоря уже о сервис мануале, причем, нету даже на платных сайтах. Нашел только информацию, что модель SU-V10 является переизданием более раннего и отлично зарекомендовавшего себя интегральника SU-8099, на который найти сервис мануал проблем не составило. Схема похожа, действительно, но отличия есть в области смещения и термостабилизации оконечного каскада. SU-V10, в отличие от своего предшественника, имеет на передней панели надпись "New Class A" - тут видимо расхождения и пошли. На плате усилителя есть крышечки с надписью "Synchro-bias circuit", под которыми спрятались 4 германиевых диода, пара керамических конденсаторов и терморезистор - этого в SU-8099 нет точно. Про ток покоя в японском Интернете пишут, что он работает практически без него, но коммутационные искажения отсутствуют.
В общем, ток покоя установил 20 мА - при этом значении минимальный уровень постоянки на выходе (около 10 мВ), а 20 мА, по моему мнению, это и есть "практически ничего" Пробовал устанавливать ток покоя меньше 1 мА, но искажений все равно не слышно - хорошо работает их схема New Class A.
Технические параметры УМ по данным от производителя:
Конструкция усилителя очень основательная - прочное шасси, наглухо залитый компаундом экранированный сетевой трансформатор, 4 емкости по 15000 мкФ, объединенные в пары, все блоки закрыты стальными крышками - внутри усилитель выглядит так, как-будто дизайн внутренностей разрабатывался специально. Компоновка в духе того времени - блоки расположены более-менее грамотно, но экранированные провода к РГ и другим элементам управления тянутся через весь корпус от входов, хотя некоторые элементы коммутации расположены на местах и с передней панели управляются дистанционно (посредством плоского тросика).
Интересно сделаны шины подвода питания и выходная шина - они плоские, и плотно прижаты друг к другу через диэлектрические пластины толщиной менее 1 мм. Путь сигнала от выходных транзисторов до терминалов АС получается достаточно коротким. В оконечном каскаде по две пары транзисторов с граничной частотой 50 МГц, в металлическом корпусе ТО-3.
Набор коммутации достаточно стандартный - два входа для проигрывателей с ММ и МС головками, два линейных входа и управление двумя магнитофонами. Тембры отключаемые, с возможностью выбора частоты регулировки, тонкомпенсация присутствует, тоже отключаемая. Сабсоник фильтр и ограничение по ВЧ имеется. Есть еще непонятный переключатель Straight DC\Via Tone - судя по всему, когда отключены тембры усилитель является УПТ, при включенных тембрах сигнал идет через разделительный конденсатор.
Корректор RIAA на дискрете, насколько я понял, но без особых наворотов. Экранирован очень хорошо.
Выходные терминалы винтовые, но рассчитаны на тонкий провод, бананы подключить нельзя. Все входные гнезда RCA - позолоченные.
Прослушивание
Подключив усилитель к своей аудиосистеме, я немного выпал в осадок, если честно. Этот аппарат не просто хорошо звучит, он поет! Сразу слышно породистое звучание серьезного усилителя - высокое разрешение, УМ построил широкое и глубокое музыкальное пространство, внутри которого развертываются музыкальные события, звук совершенно отвязан от АС, он мягкий, но в тоже время с очень хорошей микродинамикой и мощной эмоциональной подачей. Тональный баланс нейтральный, АЧХ на НЧ диапазоне ровная, инфраниз не обрезан. Макро-динамические показатели в норме - не выдающиеся, но вполне приличные. У усилителя достаточно высокая заявленная выходная мощность - 160 Вт/4 Ом на канал, БП вполне может ее обеспечить, поэтому музыкальное разрешение при повышении громкости не страдает и АЧХ на краях диапазона тоже.
Не буду выделять в отдельный пункт подключение к винилу, а просто скажу, что корректор у него так себе, так что супер качеством аналогового звука Техниксу блеснуть не удалось - хорошо корректор играет, звук приятный и не утомляющий - то есть, слушать его со встроенного корректора очень даже можно - он неплохой, но внешний все равно попросится в аудиосистему через какое-то время
Вывод
Отличный аппарат, как по звучанию, так и по конструкции, дизайну. С моей точки зрения, претендует на звание одного из лучших винтажных интегрированных УМ. RIAA корректор среднего уровня для встроенного - слушать можно, но на качество отдельного компонента не претендует.
Усилитель довольно редкий, найти его в хорошем состоянии очень сложно. К нему нет никакой документации.
Статья подготовлена по материалам моего обзора на сайте Вегалаб, на основе личного опыта. Все фото мои.
Все мои статьи про винтажные усилители и ресиверы:
Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555
Technics SU- V10
Accuphase P-300X + Accuphase C-200X
Jadis 845SE
Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С
Sugden A-48II
ReVox B-251
Ресивер Tandberg TR 2075
Винтажные усилители и их место в современном аудио
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)