В лучшие годы Ульяновский автозавод не боялся экспериментировать. Он создал огромное количество уникальных прототипов, часть из которых вы увидите в этой статье!
УАЗ-450ЭМ и УАЗ-451МИ
Удивительно, но первый электрический УАЗ появился еще в 1959 году. Им стал УАЗ-450ЭМ, предназначавшийся для работы на аэродромах.
Новый виток развития эта история получила в 1975 году. Тогда чиновники Минавтопрома остались очень довольны результатами испытаний прототипа У-131, разработанного совместно УАЗом и ВНИИЭМ. Тогда было решено попробовать применить технологии (в первую очередь силовую установку переменного тока) для народного хозяйства.
Так появился УАЗ-451МИ с надписями "Электро" на бортах. Внутри разместили блок 680-килограммовых аккумуляторных батарей и отправили на полигон НАМИ для прохождения тестов, а затем — на столичные дороги. Электро-"буханка" могла брать на борт 600 кг груза (после модернизации - 650 кг) и проезжала без подзарядки 50-70 км. Максимальная скорость не превышала 60 км/ч.
Интересно, что опыт эксплуатации оказался довольно успешным. Завод смог собрать целую предсерийную партию из полусотни машин, которую передали для эксплуатации в опытный автокомбинат. Но электрификация УАЗов закончилась в конце 80-х, когда СССР был на грани распада.
УАЗ-451С
Для работы в тяжелых зимних условиях, когда остаются лишь направления, УАЗ подготовил особую полугусеничную версию своего "головастика", которая получила название УАЗ-451С. Любопытно, что усилиями всего двух человек за час самый обычный грузовичок можно было превратить в полугусеничный с лыжами вместо передних колес.
Первый опытный образец вышел на тесты зимой 1963-го, а годом позже уже два грузовичка отправились покорять целину Ульяновской области и республики Коми. Испытания прошли просто отлично. УАЗ-451С брал на борт 600-800 кг груза, развивая до 20 км/ч на глубоком снегу и 45 км/ч по санно-тракторным дорогам.
В 1966 году опытные грузовички отправились в пробег по Сибири и Казахстану, успешно завершив его. Вот только до конвейера добраться так и не смогли...
УАЗ-452К и УАЗ-452ДГ
Если в настоящее время трехосные версии внедорожников создаются больше для драйверских утех богатеньких владельцев. Но в 70-е годы трехосные версии внедорожников рассматривались с чисто утилитарной точки зрения, ведь третья ось помогала значительно повысить грузоподъемность и увеличить габариты. Так в 70-е годы УАЗ сделал несколько прототипов с колесной формулой 6х6.
Микроавтобус УАЗ-452К вмещал 16 человек. Постоянно ведущей была задняя ось, а средняя и передняя подключались синхронно при необходимости при помощи стандартной раздаточной коробки. Был также разработан трехосный грузовичок УАЗ-452ДГ. Но им тоже не суждено было появиться. Хотя поговаривают, что шестиколесный "головастик" возил грузы до начала 90-х годов.
УАЗ-3907 "Ягуар"
В декабре 1976 года Министерство обороны озадачило УАЗ постройкой плавающего внедорожника для десантников, морской пехоты, связистов и прочего спецназа. Амфибию делали с оглядкой на обычный УАЗ-469, однако он получил совершенно новый постоянный полный привод, коробку передач с синхронизаторами и герметичный корпус.
На испытаниях УАЗ-3907 "Ягуар" показал потрясающую живучесть, выдерживая шторм на реке и разгоняясь по суше до 100 км/ч. Он мог сутками находиться в воде, выбираясь на берег лишь для дозаправки. Инженерам понадобилось около трех лет, чтобы довести амфибию до серийного производства. Но планам, к сожалению, помешала Перестройка. Финансирование прекратилось, и проект закрыли в начале 90-х.
УАЗ-3172
Незадолго до распада СССР по заказу военных был создан еще один очень любопытный УАЗик - модель 3172 проекта "Вагон". Он стал результатом работ по модернизации УАЗ-469, которые начались еще в 70-е годы. Машина получила 100-сильный двигатель (причем в перспективе готовился более мощный дизель), длинноходные пружинные подвески, а также жесткие мосты с колесными редукторами внешнего зацепления, благодаря которым дорожный просвет вырос до впечатляющих 33 см.
Специально для военных кузов сделали открытым - с мягким съемным верхом, как у УАЗ-469. Но ульяновцы создали и гражданскую версию с облагороженным внешним видом, цельнометаллической крышей, более уютным салоном и упрощенными мостами без колесных редукторов.