Найти в Дзене
Плохой лейтенант

Причина катастрофы SSJ в Шереметьево - рыночная экономика

5 мая 2019 года. Авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95B авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый рейс SU1492 по маршруту Москва—Мурманск, но через 27 минут после взлёта был вынужден вернуться в аэропорт вылета (Шереметьево) из-за технических неполадок. Во время посадки лайнер получил повреждения, ставшие причиной возникновения пожара, после которого он наполовину сгорел и разрушился.

Вследствие традиционного для нынешней обстановки хайпожорства и активного использования инфоповодов для решения задач информационного противоборства многие СМИ тут же поспешили заклеймить авиапром "проклятой рашки" и ее руководство в том, что причиной катастрофы стала исключительно "сырость" конструкции SSJ, обусловленная многомиллиардными хищениями при работе над указанным проектом.

В настоящий момент шумиха вокруг катастрофы утихла, и настало время трезво взглянуть на причины инцидента, а также экстраполировать их в ближайшее будущее для прогнозирования. Как всегда, причины носят комплексный характер, и вырывать из контекста лишь одну группу фактов, объявляя ее краеугольным камнем было бы неверно.

Для начала следует понять, что пассажирского самолетостроения в полном смысле этого слова в РФ на сегодняшний день больше нет. Мощный инструмент - т.н. "рыночная экономика", использованный противником против ключевых отраслей промышленности нашей страны, паровым катком прошелся и по авиапрому. "Прожорливые" и "шумные" тушки вдруг стали непригодными для эксплуатации в небесах Европ и Америк, а через агентов влияния, расставленных на властные должности и в крупном бизнесе, решился вопрос об использовании бывших в употреблении самолетов иностранного производства и на внутренних рейсах РФ. В сложившейся обстановке при отсутствии заказов исчезновение пассажирского авиастроения стало вопросом времени.

В качестве маскировочной меры, а также для канализации ресурсов страны агентами влияния организованы различные проекты, направленные на создание позитивного имиджа РФ в различных сферах, в том числе в промышленности. Яркими примерами являются робототехника, различные военные проекты типа "Арматы" и ПАК-ФА, и десятки иных, менее разрекламированных "мыльных пузырей", на финансирование которых уходят значительные средства при практически нулевом результате. Среди таковых числится и проект "Сухой Суперджет", по большому счету являющийся "отверточной сборкой" самолетов посредственного качества из импортных комплектующих. Основные узлы и агрегаты, определяющие техническое совершенство самолета - это двигатели и авионика. На SSJ они фактически импортируются. Традиционно слабое место отечественных систем авионики - слабая элементная база - в условиях недофинансирования и неблагоприятных условий для развития производства в РФ фактически привело к тому, что мы утратили возможность полноценной разработки сложных электронных устройств и их производства, вынужденные прибегать к закупке электронных компонентов в том числе в Китае.

Что надежнее - новый SSJ или б/у Airbus? Спорно.
Что надежнее - новый SSJ или б/у Airbus? Спорно.

С учетом изложенного, принимая во внимание системные явления коррупции, очковтирательства и откровенного вредительства со стороны руководящих должностных лиц, следует признать, что самолеты, собранные в РФ, сегодня уступают в качестве и надежности зарубежным аналогам, аналогично ситуации в автопроме. Пройдет пара десятков лет, и граждане, населяющие территорию нынешней РФ, станут потихоньку забывать, что когда-то их отцы и деды строили лучшие в мире самолеты.

Это к вопросу отечественного пассажирского самолетостроения. Однако истинной, глубинной причиной катастрофы в Шереметьево стало вовсе не посредственное качество SSJ, электронные системы которого отказали при прохождении грозового фронта. Пожара, вызванного разрушением стоек шасси и целостности топливных баков при "козлении" самолета не возникло бы в случае управления самолетом экипажа, соответствующим образом подготовленного к управлению самолетом в т.н. "direct mode" - ручном режиме. Летчики, совершившие жесткую посадку "сухого" не были неопытными либо малограмотными. За плечами летчиков в том числе управление военно транспортными драконами образца "Candid" (привет, Демихов!). Проблемы кроются в системе подготовки летного состава, выстроенной по западному образцу и ориентированной на управление самолетом при преобладающем участии автоматизированных систем. Современных пилотов пассажирской авиации, подготовленных по такой системе, многие именуют "операторами самолета", следящими за корректной работой автопилотов. Навык ручного управления самолетом, в особенности его посадка при неработающих автоматических системах требует постоянной практики, что убыточно для авиакомпаний. Вспомним похожий эпизод из фильма "Бойцовский клуб": если стоимость урегулирования последствий катастроф не превышает затрат на внесение изменений в систему подготовки пилотов - никаких изменений вноситься не будет. Кстати, подобные проблемы свойственны пассажирской авиации всего мира, в том числе наших дорогих партнеров по политическому процессу из стран НАТО.

Сложно корчить "диванного эксперта" в вопросах, связанных с мучительной гибелью нескольких десятков соотечественников. Врагу не пожелаешь оказаться такой ситуации либо отыскать близких в списках пострадавших. Верим в перемены, чо.

https://t.me/BAD_LT

https://vk.com/bad_lt